Ростов Великий

 

Поехал чёрт в Ростов, да испугался крестов.

                                (старинная поговорка)

 

Путешествие в Ростов Великий из Москвы начинается с живописного шоссе, которое носит название Ярославское. Это одна из самых красивых дорог, которая может вывести вас из столицы. Холм за холмом встречает вас, с двух сторон лес сменяется полями и деревушками, то и дело впереди на возвышенностях стоят белые храмы, купола которых в хорошую погоду отражают солнечные лучи. Много раз хочется остановиться и любоваться зелеными холмами впереди. Шоссе проходит стороной от знаменитого Сергиевого Посада, но при желании можно сделать небольшой круг и посетить Лавру. Также дорога поведет вас через самый центр старинного и очень славного города Переславля. Даже с дороги можно будет увидеть центральную площадь и Кремль, многочисленные храмы и один из монастырей. А если возникнет желание, остановиться на берегу Плещеева озера и посмотреть на знаменитый Синь камень. Переславль необыкновенный исконно русский город, который, безусловно, требует отдельного внимания и рассказа, поэтому совмещать его посещение с поездкой в Ростов не стоит.

При свободной дороге уже через три часа вы окажетесь на подъезде к Ростову Великому. Как точно было подмечено в одном из текстов, «есть в России места, полные особого смысла, значения и очарования, где застывшее в пространстве прошлого остается ощутимым и потому – волнует. И среди них – Ростов Великий, один из древнейших городов русских, некогда равный славой и богатству Новгороду и Киеву, признанный духовный и культурный центр в те времена, когда еще не существовала Москва…»

В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о давно существующем. По легенде, Ростов стоит на том месте, где некогда был Ро;ссов стан - место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила. Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, первое укрепленное поселение на озере Неро, было основано еще вождями племени меря в VII веке. Легенда о Россе-Вандале, несмотря на её явно сказочный колорит, может иметь под собой реальную почву, если соотнести ее с походами германцев, создавших в III—IV вв. на территории Восточной Европы обширное государство Германариха, в состав которого входили и земли племени меря.

Со второй половины XI века Ростов - центральный город северо-восточных владений русских князей. Лишь в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль. Развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорён. При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину. В смутное время Ростов также не избежал трагической участи многих российских городов. В 1608 году он был сожжён и разграблен польско-литовскими интервентами. В истории Ростова это было последнее нашествие захватчиков, вскоре после которого для укрепления города вокруг его центральной части была насыпана земляная крепость.

На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок - около 20 лет, в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями. На Соборной площади при кафедральном Успенском соборе была построена уникальная звонница, для которой были отлиты огромные тысячепудовые колокола. В XVI - XVII веках происходило формирование архитектурных комплексов многочисленных городских и пригородных монастырей, значительная часть которых сохранилась до нашего времени. Такова история Ростовского Кремля и монастырей.

Первое, что вы увидите на подъезде к городу, будет не Ростовский Кремль, как может показаться издалека, а красивейший Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, который стоит на самом берегу озера Неро. По преданию основателем монастыря был епископ Иаков, который заступился за женщину, приговоренную к смерти, и потому был изгнан из города. Выйдя на берег озера, Иаков расстелил свою епископскую мантию на водах Неро, ступил на нее и медленно поплыл по озеру, пока течение не прибило его «чудесный плот» к берегу. На этом месте епископ и основал монастырь, который после смерти Иакова получил его имя.

Монастырь встречает путников своими массивными белыми стенами и зелеными куполами. Весной озеро Неро разливается, и вода подступает вплотную к дороге с двух сторон. Если вы приедете в город ранним утром, то увидите, как солнце встает прямо из-за куполов монастыря, а если вечером на закате, то можно увидеть отражение белых стен и куполов в весенних розоватых топях, которые местами заросли золотым ковылем и камышами. Прямо в зарослях камышей сидят рыбаки. Несмотря на большое количество рыбаков, рыба в городе практически нигде не продается. Полюбовавшись видом монастыря со стороны заливных лугов, можно подъехать прямо к его стенам и зайти внутрь. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь наряду с Кремлем является одной из главных исторических и духовных красот города.

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства. В то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень. В монастыре также хранятся мощи св. Дмитрия Ростовского.

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные Святые ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для подновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. И в настоящее время повсеместно в монастырях Ростова можно купить финифтяные иконы.

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви, а в 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично были разграблены. В 1991 году монастырь возвращён Русской православной церкви.

Рядом с монастырем стоит Храм преображения господня (XVII века), бывшая сорная церковь упраздненного в конце XVII века древнего Спасо-Песочного монастыря, основанного в конце XIII вдовой князя Василько княгиней Марией.

Озеро Неро, на котором стоит Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и Ростовский Кремль тоже может рассказать много интересного, ведь без этого озера Ростов не имел бы того живописного облика, который придают ему голубые воды. Каждое утро и каждый вечер хочется гулять по берегу озера и любоваться его красотой. Вечером около самого берега можно увидеть бобров. Озеро Неро – колыбель и купель Ростова, оно возникло почти полмиллиона лет назад. Оно одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Первые люди обосновались на озере около 6 тысяч лет назад. Историки уверены, что у племени меря здесь была столица в Сарском Городище на южном берегу озера. Теперь оно уже не такое глубокое и полноводное. Средняя глубина озера всего полтора метра, зато глубина ила в некоторых местах достигает до 20 метров. Летом по озеру можно прокатиться не небольших лодочках и полюбоваться панорамой великого города с воды. Имя Неро на языке мери означает «болотистое», «тенистое».

С берега озера от стен Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря можно наконец-то увидеть Ростовский Кремль, к которому вы подъедите с западной стороны. Ростовский Кремль один из самых больших и удивительно хорошо сохранившихся ансамблей из всего Золотого Кольца России. Первое, что сразу запоминается путнику – это великая белокаменная стена с четырьмя толстыми сторожевыми башнями. Купола и маковки на вершинах башен деревянные. Это комплекс Святых ворот, к которым примыкает Церковь Вознесения.

Ростовский кремль был построен при митрополите Ионе Сысоевиче, примерно в 1670 - 1683 годах. Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев. Резиденция митрополита была построена в виде кремля, хотя к тому времени эпоха строительства кремлей уже прошла. После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал. В XIX веке храмы кремля были отреставрированы на средства, собранные купечеством. Многие памятники Кремля были повреждены в результате урагана в 1953 году. Позднее все они были отреставрированы.

В настоящее время в Кремле находится Музей-заповедник, даже на беглый осмотр которого уйдет не менее трех часов. В ноябре 2008 года ростовский музей отпраздновал свое 125-летие. Ростовский Кремль имеет одиннадцать башен. Во время своего путешествия по Кремлю, гости имеют возможность обойти весь ансамбль по узким проходам внутри крепостной стены, заглянув в каждую башню.

Войдя в Кремль, вы попадете на Соборную площадь – сердце древнего Ростова. На ней стоит Успенский собор – старейшее сооружение города, построен в 1508 -1512 годах, стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость.

Рядом с собором находится Ростовская Звонница, которая славится звонами своих 15 колоколов. Самый большой из них зовется Сысой и весит 32 тонны.

Прямо к Святым вратам и Церкви Вознесения Господня примыкает Судный приказ, который в XVII веке, помимо судебных функции, во многом являлся центром общего управления Ростовкой епархии. Напротив него возвышается небольшой корпус митрополичьих хором, который получил название Самуилов корпус. Рядом с ним находится корпус Государских хором или Красная палата. Здание Красной палаты отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг. Также радом расположена Белая (Столовая) палата, где сейчас открыт музей «Церковных древностей», а также экспозиция «русский быт и русские напитки». Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебная и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. палаты, примыкавшие к северному фасаду здания.

На территории Кремля еще находится несколько церквей – это Церковь Григория Богослова, которая на первый взгляд своей архитектурой близка другим кремлевским церквам, однако у нее нет ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля "московского барокко", распространенного в конце XVII - начале XVIII вв. Но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль. Современная пестрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени. Еще одна церковь кремля – это Церковь Иоанна Богослова, которая является одной из последних построек времен митрополита Иовы, вся устремленная ввысь, нарядная и праздничная, она стала самым совершенным произведением ионинских мастеров.

Особое внимание стоит уделить росписи кремлевских храмов. Они появились сразу после создания церквей. Уникальные архитектурные формы представляли с ними по первоначальному замыслу единое целое. Ключевое значение во всех росписях всех храмов получают различные образы Христа. Каждой из росписей присущ особый эмоциональный настрой. Напряженный драматизм фресок храма Спаса на Сенях, просветленная созерцательность церкви Вознесения, захватывающая острота повествования церкви Иоанна Богослова.

Путешественникам представляется уникальная возможность остановиться и провести несколько ночей в белокаменных палатах на территории самого кремля, где сейчас существует небольшой отель «Дом на погребах» (XVII в.). Это даст возможность побродить по Кремлю после закрытия, посмотреть, как медленно садится солнце, и старинные стены погружаются в ночную тень. А утром путешественник проснется под звук колоколов и увидит за окном купола храмов. Ночи, проведенные в стенах Кремля, позволяют особенно глубоко ощутить атмосферу старого города. Также у гостей Кремля есть возможность примерить царские или боярские наряды, побродить в них по центральной площади и сделать необычные тематические фотографии.

В Ростовском Кремле располагаются такие интереснейшие экспозиции, как музей древнерусского искусства, картинная галерея, музей финифти, музей «Ямские колокольчики и бубенцы», выставки археологии и другие. 

Ростов Великий во многом сохранил свой облик с прошлых столетий. Сохранился в превосходном виде не только Кремль и монастыри, но и темные деревянные купеческие дома конца XVIII-XIX веков. Все центральные улицы города охранили свой облик с тех давних времен. Особенно интересно бродить по городу вечером, когда лучи солнца заглядывают в узкие подворотни и деревянные дворики. Почти в каждой подворотни можно увидеть множество кошек разных цветов и мастей. Они бродят по покосившимся заборам, принимаю пыльные ванны, мяукают и темных подвалах. Улицы города совершенно пустые в любое время. Местные жители, словно, вообще не выходят из дома, все заняты своими делами в домах или на маленьких огородах. К вечеру компании подростков собираются на берегу озера Неро, жгут костры и рыбачат. Жизнь в городе течет размеренно. Новой части города фактически не существует, старинная часть плавно переходит в небольшие деревеньки. Только изредка в некоторых частях города попадаются пятиэтажные дома сталинской постройки.

Охватить в этом небольшом рассказе все примечательные здания и церкви Ростова Великого не представляется возможным, поэтому я остановлюсь только не некоторых, которые особенно мне запомнились. В Ростове Великом сохранилось множество церквей и храмов. Прямо около Ростовского Кремля на Гостином дворе находится Церковь спаса на торгу. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1216 г. В 1654 г. возведено каменное здание храма, перестроено в 1685 г.

Недалеко от того места находится Торговый комплекс центра Ростова, который составляют здания Торговых рядов XVIII-XIX веков, а также Церковь Вознесения, один из самых старых ростовских храмов, построенных в 1566 г., Церковь Бориса и Глеба (1762 г.) и Церковь Николы на Подозерье (1745 г.). Буквально в пяти минутах ходьбы от Торгового комплекса находится знаменитая Церковь Вознесения или храм Исидора Блаженного, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Ростове в XV веке. Построен этот храм был в 1566 г. по велению царя Иоанна Грозного на месте древнего деревянного храма.

Ростов знаменит своими монастырями. В юго-восточной части Ростова на берегу озера Неро расположен Богоявленский Авраамиев монастырь, самый древний в городе и один из старейших в Северо-Восточной Руси. В монастыре гостей принимаю очень радушно, с удовольствием рассказывают историю города и монастыря и приглашают заезжать почаще. В прошлом Авраамиев монастырь, как и многие русские средневековые монастыри, имел облик монастыря-крепости, но крепостные стены были утрачены.

Предание об основании монастыря содержится в Житии Авраамия Ростовского. Согласно преданию, на этом месте некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись древние жители этих мест. Он был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл: им и был сокрушён идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь.

В исторической науке вопрос о времени и обстоятельствах основания монастыря считается спорным. Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский отказываются считать Авраамия основателем обители (которая впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1261 годом) и рассматривают его как церковного деятеля XIV века. Жезл Авраамия долгое время хранился в монастыре. Перед походом на Казань царь Иоанн Грозный совершил паломничество в монастырь и взял отсюда жезл Авраамия. После взятия Казани царь в 1553—1555 годах построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня.

В 1923 в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). В 1926 году здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 1929 года, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. В 1990-х годах обитель возрождена: в 1993 в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье.

Недалеко от Богоявленского Авраамиево монастыря располагается Петровский Монастырь. По преданию он был основан в XIII веку Святым Петром, Царевичем Ордынским. К сожалению, до наших дней сохранились только угловые башни монастыря и церковь Похвалы Богородицы. Сейчас в монастыре ведутся восстановительный работы.

Еще один замечательный и очень красивый монастырь находится в 4 км к северу от Ростова и носит название Троице-Сергиев Варницкий Монастырь. Монастырь стоит на краю поля и смотрится очень живописно. Весной вокруг монастыря в низинах по краю поля стоит вода, и на всех покатых склонах растет пушистый ковыль. Сквозь ковыль взгляд скользит через поле к куполам монастыря, и хочется глубоко вдохнуть свежий прохладный ветер.

Название Троицкого монастырь получил из первоначально воздвигнутому при нем храму в честь Живоначальной Троицы. Причину же построения начального храма именно в честь Живоначальной Троицы существующее местное предание тесно связывает с тем обстоятельством, что место, ныне занимаемое монастырем в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии, - благочестивых родителей преподобного отца Сергия, Радонежского чудотворца, и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (мирское имя преподобному Сергию). Благочестивые предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника Земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой (ныне Троицко - Сергиева Лавра), - также назвали ее Троицкой. Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю потому, что близ него со времен отдаленной древности до конца XVII столетия находились соляные варницы.

Появление монастыря на родине Преподобного не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове, и при жизни великого старца было предметом благоговейной памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Варницкая же обитель стала памятником самому Преподобному Сергию на Ростовской земле. Она почитается и как родина благочестивых родителей его преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Мариии, святве мощи которых почивают в Хотьковском монастыре, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры.

Еще одно место, куда непременно стоит попасть путешественнику, расположено в трех километрах к юго-западу от Ростова. Там в небольшом селе Богослов стоит удивительная деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне XVII века. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области. Он очень живописен, и по своей общей композиции принадлежит к типу ярусных церквей, распространенных в России в конце XVII века. По принятой традиции, здание, приходившее в ветхость, заменяли новым, размеры и формы которого повторяли, как правило, предшествующую постройку.

Эта церковь запоминается, прежде всего, совершенством точно найденных пропорций и соотношений объемов. Подобно кораблю вырастает она на живописном берегу реки Ишни. Вознесенный на высокий подклет, храм господствует над окружающей местностью. Его интерьер производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутемная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светов пространством самого храма и трапезной. Их стены настолько чисто выструганы, что кажутся полированными. Образы из иконостаса и резные позолоченные царские врата 1562 года работы мастера Исайи сегодня экспонируются в музее. В самом же храме находится точная копия царских врат.

Рассказом об этом чудесном храме заканчивается мое повествование о городе Ростов Великий. Последнее, что мне хотелось бы вспомнить, так это замечательную и очень точную фразу, которая в полной мере показывает величие и важность Ростова для всей России: этот город «сохранил многое из того, что делает его неповторимым, не просто Ростовом, а Ростовом Великим».