zvetok_amra.jpg

60 вопросов об Учении Единого Храма

 

1. Является ли Учение Единого Храма религией?
2. Каков источник информации, составляющей Учение?
3. Как соотносятся Учение Единого Храма и традиционный герметизм?
4. Правда ли, что появление Учения было предсказано?
5. Почему оно называется «Учением Единого Храма»?
6. Какова история Учения?
7. Когда и кем оно основано?
8. Какова в Учении роль пророка?
9. Что такое пандэкт и каково его значение?
10. Почему связанная с пандэктом терминология, его название, названия входящих в него книг и многих митэвм взяты из греческого языка?
11. Что символизирует собой эмблема Учения?
12. Каким образом распространяется Учение?
13. Каковы цели Учения?
14. Имеется ли в Учении эзотерический уровень посвящения?
15. Почему последователи Учения называют себя "Вечным Народом"?

16. Каждый ли может вступить в Учение? Есть ли какие-либо ограничения для вступления?
17. Что необходимо для того, чтобы вступить в Учение?
18. Как происходит вступление в Учение? Как происходит выход из него?
19. Можно ли быть исключённым из Учения, и если да, то за что?
20. Какие знаки, обозначающие принадлежность к Учению, обязаны носить его последователи?
21. Почему, вступая в Учение, люди принимают новые имена? Обязательно ли это?
22. Что требуется от человека, вступившего в Учение?
23. Требуется ли от последователей Учения слепая вера в его истинность?
24. Требует ли Учение от своих приверженцев регулярных денежных взносов и пожертвований?
25. Как поощряются наиболее верные и активные в делах Учения последователи?
26. Есть ли какие-либо регулярные ритуальные действия, обязательные для выполнения последователями Учения?
27. Какие практики использует Учение?
28. Что такое "чистота пути"?
29. Что представляется наиболее сложным в следовании УЕХ?
30. Каково, согласно Учению, место человека в мире? В чём состоит его предназначение?
31. Какова, по Учению, цель человека?
32. По Учению, каждый человек — воин. Что это значит?
33. Кто такие Учителя и какова их роль?
34. Каждый ли может стать Учителем?
35. Каковы основы морали Учения?
36. Какие запреты есть в Учении?
37. Допускает ли Учение применение насилия, и если да, то в каких случаях?
38. Есть ли в Учении такие понятия, как «грех» и «святость»?
39. Каково в Учении отношение к смерти?
40. Ожидают ли человека после смерти наказание или вознаграждение?
41. Кто такой Творец?
42. Почему одним из важнейших понятий для Учения является "единство"?
43. Какое значение в Учении придаётся любви?
44. Кого Учение называет «богами»?
45. Что такое Истина?
46. Являются ли все религии и учения равноценными путями, ведущими к Истине?
47. Что такое "духовный блуд"?
48. Что такое, по Учению, зло? Кто такой Дракон?
49. Предопределена ли человеческая судьба?
50. Что такое, по Учению, душа?
51. Что Учение говорит о "конце света"?
52. Почему, не являясь религиозным или оккультным, Учение использует религиозную и оккультную терминологию?
53. Каково отношение Учения к магии, оккультизму и тому подобным вещам?
54. Каково отношение Учения к другим учениям, религиям и т.д.?
55. Считает ли Учение, что какие-либо другие учения или религии должны быть запрещены?
56. Можно ли последователям Учения читать книги, относящиеся к другим учениям или религиям?
57. Как соотносятся Учение и наука?
58. Каково отношение Учения к бизнесу? Считается ли это недостойным занятием?
59. Должны ли последователи Учения подчиняться законам тех государств, гражданами которых они являются?
60. Разрешает ли Учение своим последователям проходить армейскую службу?

*** 

1. Является ли Учение Единого Храма религией?

     Не является. Религиозное учение подразумевает поклонение неким сверхъестественным силам. В нём наличествует культ, действуют (как правило) священники либо жрецы, выполняющие роль посредников между верующими и упомянутыми силами и отправляющие культ, верующие совершают поклонение в той или иной форме, имеются различные объекты поклонения, священные места, священные предметы. Ничего этого в УЕХ нет. Оно принципиально отвергает веру в сверхъестественное и в чудеса, — то есть во вмешательство сверхъестественных сил и в то, что происходит вопреки законам Природы. УЕХ стоит на позициях, которые можно назвать материалистическими, — при этом расширяя значение понятия «материализм». Учение признаёт существование, кроме физического мира, ещё двух миров (уровней или планов Мироздания): мира энергии и мира Духа. Однако эти миры не несут в себе ничего сверхъестественного. Они, как и физический мир, с которым они связаны теснейшим образом, входят в систему Природы и подчиняются естественным законам, — причинно-следственному, законам эволюции и т.д. Два эти мира поддаются научному исследованию труднее, чем физический мир, — однако оно возможно. Настанет время, когда наука установит факт их существования, выработает методы их исследования, создаст необходимый для этого инструментарий.
     Имея источник информации в мире энергии, Учение располагает данными, которые современная наука не в состоянии проверить. Поэтому при поверхностном знакомстве с Учением (и во многом благодаря терминологическим сложностям) может создаться впечатление, что оно является религиозным или оккультным. В действительности это не так. Согласно Учению, всё во Вселенной подчиняется естественным законам и доступно для научного познания. Присутствие же в Учении элементов, встречающихся в различных религиях (реинкарнация и т.д.) объясняется тем, что религиозное мировосприятие часто придаёт реальным фактам мистическую окраску и объясняет их сверхъестественными причинами. То есть это элементы реальной картины мира, тем или иным образом вошедшие в различные религиозные учения и подвергшиеся соответствующему переосмыслению и истолкованию. В УЕХ они имеют иное объяснение, — как естественные явления и закономерности, подчиняющиеся законам Природы и чуждые какой-либо мистики.

  
2. Каков источник информации, составляющей Учение?

     Учение через своего пророка передал людям Бог Мудрости, в УЕХ носящий имя Эмере, но известный в мировых духовных традициях также под многими другими именами, — Тот, Один, Гермес, Кецалькоатль и т.д.
     Боги в Учении — не сверхъестественные существа. Бог Мудрости — это энергетическая сущность, обладающая информацией обо всём, что было, есть и, предположительно, будет во Вселенной. Когда возникает острая необходимость, он приходит на помощь разумным расам, испытывающим сложности в познании Истины, и передаёт им знания в объёме, достаточном для преодоления кризиса. Человечество также получало его откровения, и неоднократно. Это, однако, не означает, что именно от него получали откровения пророки разных религий и учений. Все пророки Эмере принадлежали к одной духовной традиции, одному учению; в наше время оно называется Учением Единого Храма.

  
 3. Как соотносятся Учение Единого Храма и традиционный герметизм?

      То, что можно назвать «традиционным герметизмом», в действительности представляет собой отголоски самого УЕХ, дошедшие до нашего времени из глубины веков, от предыдущего откровения Эмере (Гермеса). Пророк, принявший то откровение, со временем превратился в мифическую фигуру, был отождествлён с источником откровения и назван Гермесом Трисмегистом. Само же его учение с течением времени претерпело столь значительные искажения, что изменилось практически до неузнаваемости.
     Нынешнее откровение не только восстанавливает Учение Гермеса в его истинном виде, но и значительно расширяет его, — то есть содержит гораздо больше информации, чем любое из предыдущих откровений. УЕХ не использует герметических текстов, входящих в «Герметический корпус», в качестве своих источников, и не признаёт их авторитетными, поскольку их содержание представляет собой смесь в большей или меньшей степени искажённых фрагментов доктрины УЕХ и совершенно посторонних элементов, приправленную домыслами и неверными интерпретациями, и имеет мало общего с настоящим Учением Гермеса. Вместо них Учение опирается на собственное собрание текстов — пандэкт «Эрма».

  
 4. Правда ли, что появление Учения было предсказано?

      Если задаться такой целью, то в многочисленных предсказаниях всевозможных прорицателей и ясновидцев можно усмотреть указания на что угодно. Обычно на этом базируются различные спекулятивные домыслы. Что касается Учения, то целенаправленный поиск указаний на него в различных пророчествах и предсказаниях не ведётся. Из наиболее же известных к нему можно отнести лишь одно:

«Столь долго ожидаемый никогда не вернётся,
Дома в Европе в Азии появившийся.
Один, кто происходит из лиги великого Гермеса,
Возвысится над всеми Королями Востока»

                                   Мишель Нострадамус. Центурии, X,LXXV

  
 5. Почему оно называется «Учением Единого Храма»?

      Это название дал ему сам Эмере. Понятие «храм» в данном случае не несет религиозного содержания. Здесь под ним подразумевается вся Вселенная, Мироздание, в котором все частицы едины, как органы и клетки одного организма. Этим словом подчёркивается особое отношение к этому великому единству, — живому организму нашего Творца. Храм Учения — Природа, и в нём не требуется поклонения чему бы то ни было; вместо этого нужны понимание, любовь и труд на благо мира и людей.

  
6. Какова история Учения?

      На протяжении существования человечества Учение давалось людям 27 раз (считая последнее, современное нам откровение). Всякий раз его задачей было помочь человечеству в преодолении очередного глубокого духовного кризиса. Оно всегда оставалось достоянием ограниченного круга посвящённых, но при этом оказывало значительное влияние на общество опосредованными путями, — через философские, этические, научные концепции, искусство и т.д. Со временем знания искажались, утрачивались, или круг посвящённых бывал уничтожен, или преемственность прерывалась по каким-либо иным причинам, и Учение исчезало, чтобы возродиться вновь, когда в том назреет необходимость.
     Первое откровение имело место более 250000 лет назад, предпоследнее — несколько тысяч лет назад. Из-за столь больших сроков история Учения едва ли может быть восстановлена и изучена по археологическим данным или иными доступными современной науке методами. Однако Учение располагает собственными источниками информации, и отдельные фрагменты его истории изложены в текстах пандэкта.
     Последний этап истории Учения начался в 1994 году, с началом последнего откровения. Оно отличается от предыдущих тем, что содержит значительно больший объём информации, адресуется не узкому кругу посвящённых, а всему человечеству, и является заключительным в череде откровений. Больше откровений не будет.

  
 7. Когда и кем оно основано?

     Оно основано пророком Атархатом, 1 марта 1996 года, — спустя почти два года после начала откровения.
     Пророк был знаком с Учением ещё в своей прошлой жизни. В промежутке между прошлой и нынешней жизнями, во время пребывания его в мире энергии, ему было предложено в предстоящей жизни принять на себя дело передачи людям последнего откровения, необходимость которого назревала с очевидной неизбежностью. Он согласился, и в течение многих сотен лет готовился к этому, ожидая, когда придёт время для откровения и, тем самым, для его рождения. Он родился в 1972 году, а откровение начал получать вскоре после того, как ему исполнился 21 год.

  
 8. Какова в Учении роль пророка?

      Прежде всего нужно отметить, что не следует путать понятия «пророк» в смысле «тот, кто получает откровения от высших сил», и «пророк» в смысле «прорицатель, предсказатель будущего». Согласно религиозным и мифологическим воззрениям, оба этих значения нередко совпадают; но в данном случае имеется в виду первое из них. Основатель Учения является пророком, так как принимает откровение от Бога Мудрости.
     Роль пророка основополагающа. Он принимает и передаёт людям откровение, — то есть информацию, составляющую Учение, знания о людях, мире, Мироздании. Он является высшим авторитетом в вопросах, связанных с Учением; в этих вопросах его мнение не может быть оспорено. Он осуществляет руководство делами Учения, устанавливает правила, действующие среди последователей, сам лично учит, а также создаёт пандэкт. Пророк — ключевая фигура для настоящего и будущего Учения, его опора и высшая инстанция, стоящая выше авторитета других Учителей.

  
 9. Что такое пандэкт и каково его значение?

      Пандэкт «Эрма» (что значит «устой», «основание», «источник») — это собрание текстов, излагающих доктрину Учения, его философский, морально-этический и практический аспекты, содержащих рассказы о его истории, жизнеописания некоторых его последователей, живших в прошлые времена, а также речи богов, наставления пророка и другие материалы. В него входит только то, что написано пророком. Пандэкт, наравне с живой речью пророка, является информационной базой Учения. После смерти пророка он останется самым авторитетным источником, высшей инстанцией, образцом, по которому должно будет выверяться соответствие Учению тех или иных концепций, установлений, утверждений и поступков.
     Полное прочтение пандэкта очень желательно для каждого последователя. Пандэкт — ценнейший источник знаний об Учении; поэтому регулярное чтение и изучение его текстов рекомендуется всем последователям УЕХ.
     На данный момент пандэкт ещё не закончен. Пока существует три книги, причём одна из них, «Эпистолэ», пополняется новыми посланиями. Со временем пандэкт включит в себя ещё несколько книг.

  
 10. Почему связанная с пандэктом терминология, его название, названия входящих в него книг и многих митэвм взяты из греческого языка?

      Митэвмы, надиктованные людьми, носят названия, данные им теми, кто их надиктовал. Митэвмы, надиктованные богами, изначально названий не имели, — кроме одной: Эмере сам дал название митэвме «Эосфор». Это древнегреческое слово; поэтому остальным митэвмам богов и митэвмам Атархата решено было дать названия, взятые из того же языка. И терминология для пандэкта вообще, в видах единообразия, была разработана на той же основе.

  
 11. Что символизирует собой эмблема Учения?

      Она состоит из двух элементов. В центре её помещается символ, носящий название «знак белого огня». Белый огонь — это благая сила, исходящая из мира Духа; свет, освещающий идущему путь и помогающий ему в преодолении трудностей и борьбе. Знак белого огня окружён цепью из двадцати семи звеньев, — по числу откровений, дававшихся Богом Мудрости человечеству. Каждое звено цепи соединено с предыдущим и последующим, что означает преемственность в Истине. Первое и последнее звенья также соединены; это символизирует тот факт, что последнее откровение было дано там же, где первое (в той же географической точке), и таким образом прошлое соприкоснулось с будущим, как бы замкнув круг, — ведь новых откровений больше не будет. Цвет самой эмблемы и её фона принципиального значения не имеет.
     Кроме описанной выше, существует и другая эмблема, — так сказать, менее официальная. Она представляет собой изображение огненного цветка, пробившегося сквозь треснувший под его напором камень. Эта эмблема основана на словах из митэвмы «Путь», где об Учении говорится как о цветке Амра, оке белого огня, который раскрывается, будучи извлечён из недр забвения.

  
 12. Каким образом распространяется Учение?

      Обычными путями. Через СМИ (в частности, Интернет), издание посвящённой ему литературы, общение людей и т.д.
     По Учению, нельзя никому навязывать своих взглядов, даже если ты считаешь их истинными. Поэтому агрессивная или навязчивая форма пропаганды исключена. С опубликованными материалами может свободно ознакомиться любой; что же касается личного общения, то последователи Учения говорят о нём только с теми, кто сам того хочет.

  
 13. Каковы цели Учения?

      Естественная и основополагающая его цель — дать людям Истину. Однако это, конечно же, слишком общий ответ. Если конкретизировать, то можно сказать так.
     УЕХ — это не просто набор постулатов, не просто информация. Это ещё и мораль, основанная на мировоззрении. Учение осуждает насилие, ложь, безнравственность. Оно говорит, что человек благ по своей природе, что он является важной частью Мироздания, и порождён для того, чтобы познавать, совершенствоваться, созидать, любить. Поэтому в цели Учения входит не только просвещение людей, но и практическое изменение мира к лучшему. Нужно бороться со злом, преодолевать вражду, расовую, национальную, политическую и духовную рознь, безнравственность, преступность и другие негативные явления, разрушительные для общества. Нужно беречь нашу планету, её природу, её богатства, саму жизнь на ней. Нужно быть готовыми к тому, что человечество, выйдя за пределы своей планеты, в своё время встретит во Вселенной другие разумные расы; и следует понимать, что отношения между разумными народами Вселенной, как и отношения между народами Земли, должны строиться не на ксенофобии и вражде, а на взаимопонимании, уважении и сотрудничестве. Всё вышеперечисленное и есть те практические цели, которые ставит перед собой Учение.
     В наиболее широком смысле целью Учения является содействие эволюции Творца, — то есть нашей живой Вселенной, Мироздания. Через разумные расы как частицы Творца, через познание ими реальности и их моральный выбор происходит совершенствование Творца. Именно в этом заключается смысл познания человечеством Истины; именно ради этого существует Учение, с которым знакомо не только человечество, но и многие другие разумные расы. Главная и конечная цель Учения — содействие эволюции Творца — является общей для всех следующих ему разумных рас, каковы бы они ни были и в каком бы уголке Вселенной ни обитали.

  
14. Имеется ли в Учении эзотерический уровень посвящения?

      Нет. Во времена предыдущих откровений Учение было практически полностью эзотерическим; его знаниями всегда владел лишь ограниченный круг посвящённых, — от нескольких человек до нескольких тысяч человек. Теперь же ситуация изменилась с точностью до наоборот: Учение предназначено для всех людей, распространяется совершенно открыто, и эзотерический уровень в нём отсутствует.

  
 15. Почему последователи Учения называют себя "Вечным Народом"?

      Причина в том, что существование Учения не ограничено во времени и пространстве. То есть оно существует не только сейчас, и не только в мире людей. Истину познают все разумные расы Вселенной; они познавали её до настоящего времени, и будут познавать в будущем. А поскольку Истина одна, то познание её приводит все разумные расы к единому мировоззрению. Одни расы приходят к нему исключительно собственными усилиями, другим — как, например, человечеству — в этом помогает Бог Мудрости, передавая им своё учение через откровение. Но в любом случае, это всегда одно и то же мировоззрение-учение. Его последователи существуют с того момента, как во Вселенной возникли и начали путь познания первые разумные расы, и будут существовать до тех пор, пока не настанет время преображения Творца. Таким образом, к Вечному Народу принадлежат не только люди, принявшие Учение, но и представители других разумных рас по всей Вселенной, в прошлом, настоящем и будущем. И не только те из них, кто живёт в физических телах, но и те, кто находится в мире энергии между воплощениями или уже окончательно оставив физическое тело. Все они — единый народ, народ Истины. Вечный Народ — общность не только наднациональная, но и надвидовая, единая в пространствах, временах и мирах.

  
 16. Каждый ли может вступить в Учение? Есть ли какие-либо ограничения для вступления?

      В Учение может вступить любой вменяемый человек, избравший его своим путём, — независимо от цвета кожи, нации, пола. Имеется лишь одно ограничение — возрастное: вступить в него может лицо не моложе 21 года. Этот возраст считается в Учении возрастом совершеннолетия, когда человек уже является полностью ответственным за свои решения и поступки.

  
 17. Что необходимо для того, чтобы вступить в Учение?

      Прежде всего, необходимо ознакомиться с ним в степени, достаточной для понимания того, что оно собой представляет и чему учит. Если, разобравшись в этом, человек признаёт Учение истинным и принимает его как свой путь, тогда может идти речь о вступлении. Такое решение должно быть обдуманным и осознанным, принятым на основании знаний об Учении и свободным. Вступление в Учение по принуждению или же вслепую, не имея ясного представления о том, что принимаешь, исключено.
     Затем, необходимо твёрдое намерение следовать Учению, воплощать его принципы в жизнь. Иначе принятие его не имеет смысла. Никто не требует от вступающего сразу же стать идеальным последователем, следующим Учению абсолютно во всём, до мелочей. На то, чтобы изменить себя и свою жизнь, всегда требуется время. Однако нужно хотеть этого, нужно стараться, прилагая усилия в этом направлении. В Учении теория неразрывно связана с практикой, — то есть нельзя принять его как систему взглядов, но отказаться от воплощения его на практике. Нужно отдавать себе в этом отчёт, принимая решение о вступлении в Учение.
     И, конечно же, необходимо полное доверие Учителю, преподающему Учение, полное доверие пророку и пандэкту. Это — основа основ следования Учению: ведь нельзя учиться у того, кому не доверяешь, и нельзя уверенно следовать пути, если сомневаешься в том, что это верный путь.

  
 18. Как происходит вступление в Учение? Как происходит выход из него?

      Вступление совершается посредством очень простой процедуры: принимающий (Учитель) задаёт вступающему ряд вопросов, а тот даёт на них ответы, тем самым подтверждая, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях и что решение его твёрдо. Покинуть Учение ещё проще: для этого достаточно просто заявить о своём уходе. Никаких препятствий уходу не создаётся.

  
 19. Можно ли быть исключённым из Учения, и если да, то за что?

      Можно быть исключённым за ложное следование ему. Если человек вступил в Учение, но не старается измениться, не намерен углублять своё понимание Учения, не желает придерживаться его правил и не стремится к его целям, то это означает, что Учение на самом деле ему не нужно, — и тогда он может быть исключён. УЕХ — это не только мировоззрение, но и практические поступки, образ жизни; его нельзя придерживаться чисто номинально. Кто не стремится следовать Учению, тому нечего делать в Учении. Кроме этого, можно быть исключённым за преднамеренное и демонстративное совершение поступков, осуждаемых Учением, преднамеренное и демонстративное проявление неуважения к Учителю, и тому подобное.

  
 20. Какие знаки, обозначающие принадлежность к Учению, обязаны носить его последователи?

      В настоящее время таких знаков нет. В дальнейшем они появятся, — но ношение их не будет обязательным.

  
 21. Почему, вступая в Учение, люди принимают новые имена? Обязательно ли это?

      Не обязательно; и новые имена принимают не все. Те же, кто принимает их, делают это, как правило, желая подчеркнуть, что со вступлением в Учение для них начинается новый важный этап жизни, — как после нового рождения.

  
 22. Что требуется от человека, вступившего в Учение?

      От него требуется нелицемерное следование Учению. Нужно доверять Учителю, познавать Учение, учиться жить по его принципам, стараться приносить пользу людям и миру. Это звучит кратко и просто; однако эти краткие формулировки содержат в себе труд и борения целой человеческой жизни, — потому что воплотить их на практике далеко не просто.

  
 23. Требуется ли от последователей Учения слепая вера в его истинность?

      От них требуется доверие Учителю. Ученик приходит к Учителю за знаниями, тем самым признавая, что Учитель более сведущ в Истине, чем он сам. Обучение требует доверия, — иначе оно становится невозможным; так и в обычной школе ученик доверяет учителю. Однако — опять же, как и обычная школа — Учение не запрещает мыслить. Ученик должен обдумывать получаемый материал, размышлять над ним, стараться лучше понять. Важнейший элемент обучения — вопросы, которые ученик задаёт Учителю. Нужно спрашивать о том, что интересует, уточнять, обращаться за разъяснениями непонятных моментов. Кроме того, ученик не должен довольствоваться тем, что он узнаёт от Учителя. Ему следует также и самому познавать себя, мир и людей, наблюдать, сопоставлять результаты своих наблюдений с тем, что говорит Учение, осмысливать, делать выводы. Познание — это и собственный труд, а не только получение готовых знаний. Учение даёт основы и указывает важнейшие ориентиры; эти знания необходимо сочетать с личным активным познанием, на долю которого остаётся очень и очень много, — ведь человек познаёт и углубляет своё понимание всю жизнь. Учитель же по мере необходимости помогает в личном познании. Он может пояснить с точки зрения Учения то, что нуждается в пояснении, подсказать, указать на ошибку, помочь избежать заблуждений. То есть познание — это совместный труд ученика и Учителя, активная работа мысли, усваивание получаемых из Учения знаний и постоянное их пополнение за счёт собственных наблюдений и личного опыта.

  
 24. Требует ли Учение от своих приверженцев регулярных денежных взносов и пожертвований?

      Не требует. Добровольные денежные взносы на нужды Учения допускаются, — но они могут быть приняты не от каждого, и не всегда. Тут имеет значение целый ряд факторов: степень приверженности Учению, чистосердечность желания помочь, материальное положение последователя, вероятность того, что из-за взноса у него возникнут трения с семьёй, другие возможные проблемы. В цели Учения — в лице его основателя — не входит обогащение за счёт последователей. С момента начала откровения до настоящего момента (т.е. за 20 лет) не было принято ни одного взноса или пожертвования.

  
 25. Как поощряются наиболее верные и активные в делах Учения последователи?

      Никак. Верность Учению и стремление быть полезным ему не нуждаются в поощрении, потому что это — норма. Последователи должны быть такими потому, что понимают, как это необходимо и важно, а не потому, что ожидают награды. Награда за верность избранному пути, за труд на благо мира и людей и за борьбу с отрицательными явлениями жизни — собственное духовное совершенствование и будущее благо мира. Кто этого не понимает и ждёт какой-то особой награды, тот корыстен, и его следование Учению не чистосердечно.
     Следует отметить, что Учение вовсе не стремится эксплуатировать своих последователей. Помощь в каких-либо делах Учения, как и денежный взнос, может быть принята не от каждого последователя, и не всегда.

  
 26. Есть ли какие-либо регулярные ритуальные действия, обязательные для выполнения последователями Учения?

      Таких действий нет. Религиозные ритуалы в Учении отсутствуют как понятие, поскольку оно не является религией.

  
 27. Какие практики использует Учение?

      Практики в привычном смысле слова — молитвенные, медитативные, энергетические и т.п. — в Учении не используются. По Учению, лучшая и, в то же время, сложнейшая практика — правильная жизнь. Это значит — жизнь по принципам Учения, жизнь в соответствии с его представлениями о морали и предназначении человека. Нужно стараться жить так, нужно учиться этому. Простой пример. Учение отвергает ложь. Значит, нужно стараться жить так, чтобы каждое твоё слово было правдивым. Однако это очень нелегко. Отказ от лжи создаёт в жизни немало проблем, — и для преодоления их нужно развивать в себе и проявлять терпение, стойкость, силу воли и другие положительные качества. Так же обстоит дело и в отношении других моральных принципов. Именно это и есть то, что в Учении называется практикой. Познание, отказ от неправильного и следование правильному, вырабатывание в себе необходимых качеств, вершение того, что идёт на благо мира и людей. Это меняет человека к лучшему и даёт ему возможности и силы для изменения к лучшему мира. Более эффективных практик, направленных на самосовершенствование, не существует.

  
 28. Что такое "чистота пути"?

      Соблюдать чистоту пути — значит строго следовать той религии или учению, которое ты принял, не привнося в него никаких элементов из других мировоззрений.
     В наше время многие не желают избирать себе конкретного пути, предпочитая заимствовать и смешивать элементы различных религий и учений, часто несовместимые. И даже тем, кто избирает один определённый путь, — т.е. конкретную религию или учение, — бывает трудно расстаться с какими-то элементами своих прежних взглядов или устоять перед искушением позаимствовать понравившийся либо удобный момент из другого мировоззрения. Но привнесение в любое учение элементов из других учений вносит хаос во взаимообусловленность его собственных элементов и нарушает его внутреннюю логику, тем самым сводя к нулю его ценность как духовного пути. Поэтому в УЕХ подобное не допускается. Тот, кто избрал Учение в качестве своего пути, должен следовать только ему, не примешивая ничего заимствованного из других учений.
     Соблюдать чистоту пути очень важно. Только так можно быть твёрдым в следовании ему и добиться успехов в своём духовном вершении.

  
 29. Что представляется наиболее сложным в следовании УЕХ?

      В принципе, то же, что и в следовании другим серьёзным учениям и религиям. Можно выделить несколько основных моментов, представляющих сложность для последователей.
     Во-первых, доверие авторитетам, — пророку, Учителю. В современном мире высоко ценится самостоятельность и независимость в суждениях. Когда-то это было бесспорно благотворным явлением, способствовавшим раскрепощению мышления и выходу из-под влияния религиозных предрассудков. Но то полезное, в чём не соблюдается мера, со временем неизбежно переходит в свою противоположность и превращается во вредное. Так произошло и в данном случае. Свобода мышления переросла в гордыню и эгоцентризм; человек желает признавать верным только своё личное мнение — в том числе и в духовных вопросах — и считает унизительным признавать чей бы то ни было авторитет. Эта негативная тенденция ширится и усиливается. Поэтому для многих оказывается психологически очень сложно доверять Учителю. А между тем, такое доверие является важнейшим элементом следования Учению.
     Во-вторых, соблюдение чистоты пути, — то есть непримешивание к Учению посторонних элементов, заимствованных из других учений. Эта проблема лежит в той же плоскости, что и предыдущая. Привыкнув во всём полагаться лишь на своё собственное суждение, современный человек стремится сам формировать Истину, которая его устраивает. Поэтому многие с этой целью смешивают элементы, вырванные из контекста различных учений. Признавать истинным целостное учение, изложенное кем-то другим, и строго следовать ему, не привнося в него ничего по собственному произволу, для них бывает очень трудно.
     В-третьих, следование моральным нормам. Нелегко менять себя в лучшую сторону, бороться со своими недостатками, отказаться от эгоизма, лжи, воровства, разврата и тому подобного. УЕХ не требует от своих последователей мгновенного исправления. На это нужно время. Нельзя коренным образом измениться в одночасье; а стать святым и вовсе невозможно. Но нужно стараться преодолеть в себе дурное, нужно стремиться измениться в лучшую сторону. Это трудно само по себе и, к тому же, может сильно осложнить жизнь; однако именно в моральном совершенствовании заключается основной смысл следования Учению. Всё прочее можно рассматривать как производные от этой основы.
     В-четвёртых, преодоление того, что можно назвать засильем быта. В бесконечной череде насущных повседневных забот, связанных с домом, семьёй, работой, здоровьем и т.д., легко увязнуть, как в трясине. Это занимает всё внимание, время, силы, лишает человека возможности уделять их другим сторонам жизни, — в частности, духовной стороне. Тому, кто по горло погряз в бытовых проблемах и захлёбывается в них, уже едва ли до познания Истины и самосовершенствования. Быт — весьма серьёзное препятствие на духовном пути. Бывает чрезвычайно трудно найти возможность уделять внимание как быту, так и духовности, не допуская перекоса в ту или иную сторону. Ведь если не годится отказываться от духовной жизни, полностью подменяя её бытом, то не лучшим является и обратный вариант. Необходимо уметь совмещать их, при этом руководствуясь в быту духовными принципами, на которых основывается не только мораль, а значит, практические поступки, но и само понимание своего места в мире, смысла своего существования.
     Таковы, в общих чертах, основные сложные моменты в следовании Учению. Хотя эти проблемы на самом деле имеют всеобщий характер, и потому, как уже было сказано, являются актуальными не только для последователей УЕХ.

  
 30. Каково, согласно Учению, место человека в мире? В чём состоит его предназначение?

      Эволюция направлена на то, чтобы во Вселенной появлялись новые и новые расы разумных существ. В них пробуждается разум Творца, который через них познаёт себя и совершенствуется, чтобы в дальнейшем испытать преображение и взойти на новую ступень развития. Разумные расы Вселенной играют ключевую роль во внутренней эволюции Творца; без них она была бы просто невозможна. Каждая разумная раса драгоценна для Творца, ибо она есть его плоть, разум и душа, и она есть залог его дальнейшей жизни и развития.
     Человечество — одна из этих рас. Его предназначение — познавать, и на основе обретённых знаний совершенствоваться интеллектуально и морально. Именно это необходимо Творцу, частицами которого являемся мы все. Таким образом, именно в этом состоит предназначение как человечества в целом, так и каждого человека в отдельности. Мы живём и совершенствуемся для того, чтобы мог жить и совершенствоваться Творец.

  
 31. Какова, по Учению, цель человека?

      В основополагающем и конечном смысле его цель — способствовать совершенствованию Творца. Нужно всегда помнить об этом. Это предназначение проходит связующей нитью через все жизни человека, сколько бы их ни было.
     Если же говорить об отдельной земной жизни, то для неё это выражается в познании окружающего мира, людей, себя, и в стремлении стать лучше, преодолеть свои пороки и выработать в себе благие качества. Для этого вовсе не нужно удаляться от мира и целиком погружаться в размышления и духовные упражнения. Как раз живя в нём — в мире и в миру — можно иметь больше возможностей познать его и сделать лучше. Познавать можно всегда, в любой момент, при любых обстоятельствах. Морально совершенствоваться — значит познавать и осознавать принципы правильной жизни и учиться следовать им, преодолевая свои недостатки и пороки. А из познания и моральной практики вытекает благое вершение, — то есть действия на благо мира и людей. Проще говоря, нужно жить так, чтобы своими стремлениями и поступками сделать мир и людей не хуже, а лучше. В широком смысле это и есть цель отдельной земной жизни.
     Если говорить о цели жизни в более узком смысле, то это уже будет касаться конкретных методов достижения того, о чём говорилось выше. Сделать лучше мир и людей можно разными способами. Как минимум — прожить достойную жизнь, без лжи, подлости и преступлений, честно трудиться, воспитать детей хорошими людьми, по возможности беречь мир вокруг себя. Есть и более целенаправленные варианты, — например, посвятить себя какой-либо особо важной и нужной профессии, творчеству, науке, охране окружающей среды, благотворительности, духовной деятельности, даже бизнесу и политике, отказавшись в них от грязных методов. То есть нужно найти своё место в жизни, стараясь, чтобы избранное тобою дело было по душе тебе и шло на пользу миру и людям. В таком аспекте достойной может быть даже такая цель, как карьера или сколачивание состояния, — если только они будут иметь в виду не удовлетворение амбиций, властолюбия или тяги к роскоши, а обретение возможности принести больше пользы миру и людям. То есть главное — благие намерения, достойное занятие и чистые методы. Именно это делает цели, которые человек ставит перед собой в отдельной жизни, сочетаемыми с основополагающей целью всех жизней — помощью Творцу в его совершенствовании.

  
 32. По Учению, каждый человек — воин. Что это значит?

      Жизнь — всегда борьба. По Учению, бороться нужно со всем отрицательным в себе и в обществе, бороться за лучшее будущее для мира, людей и Творца. Поэтому каждый человек является воином, ежедневно выходящим на битву, — на битву не за свои амбиции или успех в каком-то предосудительном деле, а за всеобщее благо. Но благо не должно вершиться через зло: это обесценивает его и часто превращает в то же зло. Поэтому в Учении понятие «воин» не подразумевает вражды, ненависти, неправого насилия, разрушений и кровопролития как метода. По Учению это значит быть стойким в трудностях, упорным в достижении благих целей, защищать справедливость, бороться со злом (в том числе и прежде всего — в себе). Быть воином — не значит быть агрессивным, жестоким, не значит избрать родом своей деятельности насилие и убийство. Воин — это состояние души; это внутренняя сила, направленная на преодоление всего дурного и служение благу. Например, врач, в трудных условиях спасающий жизни людей, педагог, учащий детей и преодолевающий возникающие при этом проблемы, спасатель, помогающий людям в бедственных ситуациях, охранитель правопорядка, борющийся с преступностью, общественный деятель, старающийся сделать общество лучше, — всё это воины. По Учению, воин — это любой человек, делающий благое дело и преодолевающий при этом трудности и препятствия. Быть таким воином — естественное состояние для человека.

  
 33. Кто такие Учителя и какова их роль?

      Это люди, хорошо знающие и глубоко понимающие Учение, живущие по его принципам и преподающие теоретический и практический аспекты Учения другим. Быть Учителем — огромная ответственность. Он передаёт своим ученикам Истину, помогает лучше понять Учение, является для них примером и опорой в духовном пути, помогает советами в сложных жизненных ситуациях и т.п. Учитель не имеет права обмануть доверие учеников, не оказать посильной моральной или иной возможной поддержки. Быть Учителем — значит посвятить жизнь ученикам. Ученики же должны доверять Учителю и глубоко почитать его. Отношения «Учитель-ученик» являются основой внутренней жизни УЕХ. У каждого последователя должен быть Учитель.

  
 34. Каждый ли может стать Учителем?

      Учителем может стать любой последователь Учения, который разовьёт в себе необходимые для этого качества, достигнет необходимого уровня в понимании Учения и в чувстве ответственности. Чтобы стать Учителем, нужно быть глубоким знатоком Учения (фактически, экспертом), образцово придерживаться его принципов и правил, быть абсолютно преданным своему делу, иметь большую силу духа, силу воли и неуклонное намерение посвятить себя ученикам.
     Учителем нельзя сделаться самочинно. Этот статус можно получить только от другого Учителя, более опытного, который хорошо знает данного конкретного человека и видит, что он способен и готов стать Учителем.

  
 35. Каковы основы морали Учения?

     Мораль Учения практически полностью соответствует моральным нормам, выработанным человечеством на протяжении его истории. В послании «О нравственности» сказано: «Всегда считались злом убийство и всякое насилие, злоба и жестокость, угнетение и равнодушие, несправедливость и попустительство злу, ложь и подлость, лицемерие и злопамятность, воровство и мошенничество, вероломство и клевета, жадность и лихоимство, трусость и зависть, леность и дармоедство, грубость и неряшливость, разврат и противоестественный блуд, гордыня и тщеславие, разнузданность и слабодушие, пресмыкательство и непочтительность, невоздержанность и самомнение. Всегда считались благом любовь и доброта, человеколюбие и отзывчивость, честность и верность, храбрость и старательность, трудолюбие и усердие, умеренность и щедрость, сострадание и способность заступиться за обиженного, справедливость и противление злу, стремление к знаниям и бережное отношение к миру, незлобивость и терпеливость, внимательность и аккуратность, самопожертвование и дружба, скромность и почтительность, рассудительность и самодисциплина, твёрдость перед лицом трудностей и прямодушие, ответственность и надёжность. И что всё это, как не то же, что осуждаемо и одобряемо Учением? Такова и есть его нравственность» (О нравственности, 5).
     Такое соответствие объясняется тем, что нравственные понятия проистекают из Духа, который содержится в каждом человеке и является лучшей его частью. В какое бы время ни жил человек, к какой бы культуре он ни принадлежал, его Дух связан с Духом всех остальных людей и несёт в себе моральные принципы, общие для всех эпох, народов и культур. В совокупности эти проявления Духа составляют общую мораль человечества. Конечно, для различных времён и культур имеют место вариации и нюансы, выбивающиеся из общей картины или прямо противоречащие ей; но в целом моральные принципы, по которым живёт человечество, остаются неизменными с древнейших времён. Они проистекают из Духа, и потому соответствуют естественным нормам, свойственным природе человека. Они остаются таковыми, даже если под них подводятся ошибочные обоснования, вытекающие из неверных представлений о мире и человеке. УЕХ же даёт им верные обоснования, зиждящеся на истинной картине мира.

  
 36. Какие запреты есть в Учении?

      УЕХ не запрещает что-то и не понуждает к чему-то, а объясняет, что правильно, а что нет. Оно указывает, чего не следует делать, и объясняет, почему. Кто действительно хочет следовать Учению, тот сам создаст себе запреты на то, что Учение считает недопустимым или нежелательным. Например, оно не приемлет ложь; и искренний последователь сам запретит себе лгать. При этом никто не требует от последователей мгновенного изменения себя. На это нужно время. Если не получается сразу изменить своё отношение к чему-то или своё поведение, то нужно изменять его постепенно, прилагая к тому должное старание и усилия.
     Хотя в некоторых случаях имеют место правила, коих должен придерживаться каждый последователь, вне зависимости от того, готов он к этому внутренне или нет. Так, например, недопустимы проявления неуважительного отношения к Учителю, проявления расизма, враждебности на национальной, культурной, религиозной, классовой почве, и тому подобное.

  
 37. Допускает ли Учение применение насилия, и если да, то в каких случаях?

      Реалии жизни таковы, что избежать насилия можно далеко не всегда. Нередко бывает так, что отказаться от применения насилия по отношению к одному человеку — значит погубить другого или позволить ему незаслуженно пострадать. То есть возникает ситуация, когда неприменение насилия оказывается злом большим, чем применение. Поэтому Учение допускает применение насилия в таких случаях, как оборонительная война, борьба с преступностью и терроризмом, самозащита, защита правого и невиновного человека и т.п. Но даже в этих случаях насилие не может считаться благом в полной мере; оно в любом случае является злом, — пусть меньшим из двух возможных, но всё-таки злом, — и тот, кто применяет его, принимает на себя моральную ответственность за это.

  
 38. Есть ли в Учении такие понятия, как «грех» и «святость»?

      В принципе, грехом можно назвать любой аморальный, вредный для человека или мира поступок. Другое дело, что, по Учению, грех нельзя искупить, — т.е. как бы аннулировать его и снять с себя тяжесть его последствий. Что сделано, то сделано; совершённого поступка не вычеркнешь из жизни, последствий его не отменишь и ответственности за него — во всяком случае, моральной — не избежишь. Что же до святости, то невозможно быть святым, — то есть совершенным в своих желаниях, мыслях и поступках. Все люди в той или иной степени несовершенны, все совершают ошибки и дурные поступки, намеренно или невольно. Однако можно достигнуть состояния, максимально приближенного к святости, — и это будет означать конец пути в мире людей и прекращение перерождений, так как станет пределом возможного совершенствования в человеческом облике.

  
 39. Каково в Учении отношение к смерти?

      Человек живёт не одну жизнь; поэтому смерть — не конец всего. Она есть переход на иной план существования, в мир энергии. Затем, спустя некоторое время, следует возвращение в физический мир и жизнь в новом теле. Поэтому смерть не так страшна для последователей Учения, как для тех, кто не верит в посмертие или опасается быть обречённым не вечные посмертные муки. Однако это не значит, что жизнь малоценна и что можно ею не дорожить. Жизнь — ценный инструмент для познания и вершения; она даётся, чтобы можно было познать и сделать то, чего нельзя познать и сделать, находясь в мире энергии. Поэтому жизнью нужно дорожить и, по возможности, беречь её. Но следует помнить, что она является ценностью не сама по себе, а в приложении к тому, для чего предназначена: к познанию и вершению блага. Инструмент не бывает важнее работы, для которой он создан. Если беречь его в ущерб работе, то в его существовании нет смысла, и он бесполезен. Поэтому не следует пренебрегать своей жизнью и рисковать ею по пустякам, но не следует и превращать её сохранение в главную задачу. Пожертвовать жизнью ради большого и хорошего дела, ради другого человека или людей, — достойный, морально оправданный поступок и большая заслуга. Этот моральный принцип относится не только к Учению; он является общим (при возможных различиях в мотивации) практически для всех культур на протяжении всей истории человечества.

  
 40. Ожидают ли человека после смерти наказание или вознаграждение?

      Никаких высших сил, вершащих загробный суд и воздающих каждому по заслугам, не существует, как не существует и пресловутого закона кармы. Но есть определённые законы Природы, действием которых вызывается явление, в Учении именующееся «личным адом».
     Суть его в следующем. Будучи частицей Природы, человек существует по её естественным законам. Однако он надёлён свободой воли, и потому имеет возможность поступать вопреки им (в определённых пределах). При этом его Дух и естественная энергетика остаются ориентированными на соответствие этим законам. То есть совершая противоестественный поступок (верша зло), человек вступает в конфликт с собственной глубинной сущностью и собственной естественной энергетикой. От этого вырабатывается энергия отрицательного качества, — своего рода энергетический яд, который с годами накапливается и отравляет энергетику организма. Чем больше зла делает человек, чем чаще вступает в конфликт с законами Природы, тем сильнее он себя отравляет. При жизни действие «энергетического яда» может быть скрытым и незаметным. После смерти же, когда энергетическая сущность (то, что можно назвать душой) отделяется от физического тела, накопленная за всю жизнь отрицательная энергия высвобождается, и человек — то есть его энергетическое тело — начинает испытывать ощущения, которые воспринимаются как мучительная боль (её аналог для энергетического тела). Кроме того, в это время человек подвергается атаке энергетических паразитов (ларвов), которых он при жизни наплодил вокруг себя. Пользуясь его беспомощностью, они начинают «выдирать» энергию из его энергетического тела, пожирая её, — и это добавляет ему мучений. Это состояние, когда человек страдает одновременно от «энергетического яда» и пожирающих его энергетическое тело ларвов, и носит название «личный ад». Это не наказание в привычном смысле слова, а энергетическая реакция организма на зло, совершённое при жизни. Можно сказать, что человек сам наказывает себя; так, сунув руку в огонь, мы потом мучаемся от боли ожога. Состояние «личного ада» длится до тех пор, пока «энергетический яд» не исчерпает своего отрицательного заряда, а ларвы не истощатся и не распадутся. Срок зависит от количества накопленной отрицательной энергии и количества и силы ларвов; это могут быть часы, а могут быть десятилетия. Затем человек выходит из описанного состояния и продолжает жизнь в мире энергии до своего следующего воплощения. Именно «личный ад» послужил прообразом представлений о загробном суде и наказании, вошедших в различные религии.
     Что же касается вознаграждения, то его роль играют знания, положительные качества и способности, накопленные и выработанные человеком при жизни. Всё это не утрачивается, но переходит в следующую жизнь в виде скрытого потенциала, который можно реализовать и, благодаря этому, достичь новых, ещё больших успехов.
     Таким образом, то, что можно назвать загробным наказанием или наградой, человек в течение жизни подготавливает для себя сам, накапливая отрицательный и положительный потенциал.

  
 41. Кто такой Творец?

      Творец — не Бог в религиозном смысле слова. Это колоссальное живое существо, тело которого является нашей Вселенной. Творец претворил себя в неё для того, чтобы пройти особую стадию развития: он познаёт себя изнутри через разумы людей и других разумных существ, обитающих в Мироздании, — ведь их разумы есть ни что иное, как частицы его разума, — и совершенствуется через их моральное совершенствование. Когда этот процесс будет завершён, Творец испытает преображение, выйдя из своего нынешнего состояния более совершенным существом.
     Наша Вселенная — это единый живой организм, и всё, что в ней существует, является живыми и взаимосвязанными частицами этого организма. На этом основан принцип единства всего сущего, провозглашаемый Учением Единого Храма.

  
 42. Почему одним из важнейших понятий для Учения является "единство"?

      Всё, что существует во Вселенной (и ещё шире — в Мироздании как системе трёх взаимосвязанных миров: мира материи, мира энергии и мира Духа), является частицами единого целого. Это целое — не просто умозрительное философское понятие, но реальность: это живой организм, — организм Творца, его плоть, энергия и Дух. Всё существующее есть ни что иное, как частицы живого тела, подобно молекулам и клеткам. Всё имеет своё место в этой системе и выполняет свою функцию, всё является необходимым для организма Творца, — а значит, и друг для друга. Всё так или иначе взаимосвязано, всё нуждается друг в друге. Любая частица Творца есть Творец; таким образом, можно сказать, что любая частица Творца является любой другой его частицей, и всеми ими вместе взятыми. У них общая плоть, общая энергетика и общий Дух.
     Осознание этого великого единства очень важно для последователей УЕХ. Это является основой отношения к другим людям, к окружающему миру, ко Вселенной и Творцу как таковому. Сознание того, что ты являешься частицей единого организма и что ты неразрывно взаимосвязан с другими его частицами, коренным образом меняет восприятие себя, мира и жизни вообще.

  
43. Какое значение в Учении придаётся любви?

      Её значение огромно. В Учении необходимость любви зиждится не на страхе (люби ближнего, или будешь наказан) или выгоде (люби других, чтобы любили тебя), а на факте всеобщего единства. Если единство глубоко осознано, если ты понимаешь, что всё необходимо тебе, а ты необходим всему, если ты в любом человеке видишь и чувствуешь себя, а его видишь и чувствуешь в себе, и если ты так воспринимаешь не только людей, но и всё вообще, от камня у обочины дороги до далёких галактик и их обитателей, то в тебе неоткуда взяться злобе, ненависти, презрению, зависти и иным подобным чувствам и побуждениям. Наоборот: ты ощущаешь по отношению ко всему близость, тепло, доброжелательность. Ощущение и осознание своего единства со всем сущим — самая прочная основа для любви. Если так понимаешь и так чувствуешь, то можно ли не любить всех и всё? А достижение осознания и ощущения единства — одна из важнейших задач человека в Учении. Достижение этого ведёт к подлинной любви. То есть любовь ко всему сущему, по Учению, есть естественное состояние человека. Духовное развитие последователя устремлено к ней; она — естественное чувство и побуждение для поступков, и та среда, в коей для них естественнее всего вершиться.

  
 44. Кого Учение называет «богами»?

      У всего существующего имеется энергетическая составляющая, — то, что можно назвать «энергетическим телом». Оно есть у физических предметов, живых существ, явлений и законов Природы. Учение называет эти энергетические тела «элементалами». Каждый элементал обладает определённой степенью разумности. Учение условно разделяет их на высших и низших. Низшие элементалы представляют собой собственно энергетические тела физических объектов, сообществ и явлений локального действия. К высшим же относятся элементалы явлений, принципов и законов Природы крупного масштаба, — от планетарного до вселенского. Именно их Учение и называет богами.
     Таким образом, боги — это энергетические существа, олицетворяющие законы Природы, принципы, по которым в ней протекают различные процессы, и управляющие самими этими процессами. В богах нет ничего сверхъестественного: они — частицы Природы, существующие на энергетическом плане и сами подчиняющиеся природным законам. Это форма организации энергии, пока ещё недоступная научному исследованию. Они разумны, — хотя и несколько иначе, чем люди. Каждый из богов выполняет только свою функцию; они действуют подобно идеально подогнанным и взаимозависящим деталям гигантского механизма, — нашего Мироздания. Разум и энергетическое воздействие самых значительных богов охватывают всю Вселенную.
     В отдельных случаях возможен прямой контакт с тем или иным из богов. Пример — откровения Бога Мудрости, благодаря которым в мире людей существует Учение.

  
 45. Что такое Истина?

      Истина — это достоверные знания, достоверная информация о реальности. Можно сказать, что Истина и есть сама реальность. Например, Земля обращается вокруг Солнца. Это — реальность, подлинный факт. Таким образом, то, что Земля обращается вокруг Солнца, является Истиной. Так и со всем остальным.
     Некоторые утверждают, что Истина относительна. Это не так. Она одна, и она абсолютна, — то есть такова, какова она есть. Относительными могут быть представления человека о ней, ибо человеческому разуму свойственно ошибаться, впадать в заблуждения, принимать желаемое за действительное и уклоняться от восприятия того, что кажется неприятным, неудобным или невыгодным. Однако Истина от этого не меняется. Земля обращалась вокруг Солнца и тогда, когда Истиной считалось обратное. Считать мерилом Истины человека и утверждать, что существует столько её вариантов, сколько существует представлений о ней, — крупнейшее заблуждение, антропоцентризм в самом патологическом его проявлении. Истина одна, и она вполне конкретна. Человек же может лишь более или менее приблизиться к её видению и пониманию.

  
 46. Являются ли все религии и учения равноценными путями, ведущими к Истине?

      Нет, не являются. Истина одна, и верное изложение её тоже может быть только одно. То есть истинным (или максимально приближенным к Истине) может быть только одно учение.
     Утверждение о равной истинности всех религий и учений есть модная спекуляция. В её основе лежит, с одной стороны, стремление к проявлению толерантности в её ущербной, противоречащей здравому смыслу форме и, с другой стороны, самолюбивая ревность к чужим взглядам, — ведь некоторым проще признать, что чужие взгляды не менее истинны, нежели их собственные, чем признать, что их собственные взгляды могут оказаться ошибочными. Когда стрижёшь всех под одну гребёнку, никто не оказывается лучше других, — но зато никто не оказывается и хуже. Позиция, удобная для болезненно самолюбивых, не готовых к проигрышу и разочарованию людей, а также для демагогов. Чтобы увидеть нелепость таких спекуляций, достаточно простого здравого смысла. Могут ли быть одинаково верными учения, одно из которых утверждает, что есть лишь один Бог, а другое — что богов много, одно утверждает, что человек живёт лишь одну жизнь, а другое — что много жизней, одно утверждает, что после смерти людей ожидает вечный рай или вечный ад, а другое — что каждый может достичь нирваны или перехода в мир Духа? И так далее, и так далее. Взаимоисключающих вариантов множество. Очевидно, что все они не могут быть одинаково верны. Тем более, что всё это не просто утверждения. Это представления о реальности, из которых вытекают моральные принципы, практика, поступки и цели, — как промежуточные практические жизненные цели, так и конечная цель духовного пути, вытекающая из его смысла. Но смысл, в свою очередь, вытекает из тех же представлений о реальности. У учений, имеющих разные представления о ней, различным оказывается также и смысл духовного пути, и его конечная цель. То есть все эти пути ведут в разные стороны, к разным целям. А так как Истина одна, то и основанный на ней духовный путь может быть только один, и истинная цель одна.
     Практически во всех религиях и учениях имеются элементы Истины, — в одних больше, в других меньше. Эти элементы часто совпадают, — то есть оказываются общими для разных мировоззрений. Но это вовсе не означает, что данные мировоззрения одинаково истинны. Увы, но расхождения здесь имеют большее значение, чем совпадения. Так в десяти утверждениях, где совпадают отдельные слова, общий смысл всё же получается разный, и из него следуют несходные, противоречащие друг другу выводы. И даже различие всего в одном слове способно сделать смысл утверждения и следующие из него выводы различными до противоположности. То же самое справедливо и по отношению к духовным путям.

  
 47. Что такое "духовный блуд"?

      В наше время стало популярным смешивание элементов различных религий и учений. Люди выбирают из них наиболее привлекательные для себя моменты, вырывают эти моменты из контекста и смешивают с другими, создавая себе таким образом удобное «лоскутное» мировоззрение. Противоречия, возникающие между его несовместимыми элементами, во внимание обычно не принимаются. Не желая по-настоящему познавать Истину, такие люди создают для себя её карманный, удобный в пользовании вариант, который ни к чему не обязывает и который всегда можно подправить, изменить в соответствии со своими сиюминутными потребностями. Это высокомерное нежелание считаться с авторитетами и самой реальностью и эгоистичное стремление самому создавать выгодную для себя Истину, в совокупности с циничным выдиранием из контекста и слепым смешиванием элементов различных мировоззрений, Учение и называет духовным блудом. Духовный блуд, как и блуд телесный, растлевает человека, культивируя в нём самомнение, эгоцентризм, беспринципность, спекулятивность мышления. Сейчас это явление распространяется всё более широко, оказывая негативное влияние на общество.

  
 48. Что такое, по Учению, зло? Кто такой Дракон?

      Злом является то, что препятствует должному вершению законов Природы и нормальному ходу вещей. То есть зло — это то, что противоестественно. Когда нарушаются естественные и нормальные процессы, протекающие в человеческом организме, организм начинает разрушаться, — он болеет и может погибнуть. Мироздание — то есть организм Творца — тоже представляет собой упорядоченную систему, сбои в которой ведут к плачевным последствиям. То, что приводит к этим сбоям, и называется злом.
     В Природе самой по себе зло как таковое не вершится. Законы Природы работают чётко и правильно; и даже разрушение в ней является необходимой частью естественных процессов, происходит только при необходимости и идёт на пользу Мирозданию, — поэтому такое разрушение не есть зло. Настоящее же зло могут вершить только разумные существа (в Учении они именуются «осознающими»). Обладая способностью познавать и свободой воли, они могут заблуждаться, ошибаться и сознательно совершать поступки, противоречащие естественности и благу. В возможности этого и заключается суть морального совершенствования осознающих, которое есть важнейший фактор внутреннего совершенствования Творца. Познавая, осознающие получают возможность различать благо и зло и возможность делать осознанный выбор между ними. Выбор в пользу блага двигает вперёд моральную эволюцию осознающих и, через них, двигает вперёд совершенствование Творца. Выбор же в пользу зла ведёт к противоестественным поступкам, конфликтам с законами Природы, различным вредным для осознающих и Мироздания явлениям, ненужному и губительному разрушению. Всё зло, вершащееся в Мироздании, вершится либо инициируется осознающими, умышленно или неумышленно.
     Дракон — это один из высших элементалов, Бог Противления Благу. Дело его заключается в том, чтобы воздействовать на осознающих, являя им возможность и привлекательность зла. В религиях это называется «искушением», а сам Дракон фигурирует во многих из них как главная сила, противящаяся добру вообще или какому-либо конкретному божеству, олицетворяющему добро. Однако в действительности Дракон, как и другие боги, существует ради блага. Он (через искушаемых им осознающих) создаёт препятствия естественным процессам, — то есть обеспечивает сопротивление, без которого не может происходить развитие, движение эволюции вперёд. Искушая осознающих, он делает их моральный выбор труднее, а значит качественнее, — что необходимо для внутреннего совершенствования Творца.
     Очень важно правильно понимать функции Дракона и правильно к нему относиться. В отличие от персонажей, олицетворяющих его в различных религиях, он не является силой, вершащей зло ради зла. Он делает то, что необходимо для эволюции осознающих и Мироздания, — то есть, занимая своё естественное место в общей системе, среди других богов, работает на благо, как и они. Это значит, что ненавидеть его и относиться к нему враждебно не следует. Но не следует и поддаваться его искушениям, а тем более — пытаться служить ему, как поступают некоторые. Смысл его существования заключается в том, чтобы, осложняя осознающим моральный выбор, делать их моральное совершенствование более качественным. Маня их возможностью зла, Дракон хочет, чтобы они отвергали его искусы и избирали благо, — потому что в противном случае предназначение Дракона оказалось бы невыполненным, и само его существование стало бы бессмысленным. Таким образом те, кто подчиняется Дракону и пытается ему служить, тем самым демонстрируют полное непонимание его предназначения и действуют вопреки его собственным желаниям. Правильное отношение к нему — это верное понимание его функций и борьба с ним, с его искушениями и со всем тем вредным и разрушительным, что совершают под их влиянием люди и другие осознающие. И борьба эта не должна нести в себе ненависти, — ведь Дракон, на самом деле, существует не ради зла, а ради блага. Ненависть же сама по себе является злом, и ненавидя мы не преодолеваем зло, а преумножаем его.

  
 49. Предопределена ли человеческая судьба?

      В Учении «судьбой» называется то, что уже произошло в жизни человека. То есть судьба — это пройденный жизненный путь, а никак не то, чему предопределено свершиться в будущем. Человек обладает свободной волей, — иначе он не мог бы делать свободного выбора между добром и злом, и не мог бы морально совершенствоваться. А поскольку он обладает свободной волей, то он может менять свои убеждения и намерения, может совершать нелогичные, непоследовательные, ошибочные и чисто эмоциональные, идущие вразрез со здравым смыслом поступки. И живёт он среди таких же людей, чьи мнения и поступки влияют на его мнения и поступки. Человек, зачастую непредсказуемый, живёт среди столь же непредсказуемых людей. В таких условиях его будущее не может быть предопределено. Его будущая судьба — это набор постоянно меняющихся (порой очень быстро меняющихся, буквально мелькающих) вероятностей.
     Случаи, когда нечто строго предопределено, — например, некое событие или поворот в жизни, — бывают. Но они достаточно редки, и для появления такого предопределения требуется особое стечение обстоятельств и факторов. В основном же более-менее предопределённым оказывается то, что зависит от самого человека, — от особенностей его характера, силы воли, приверженности принципам и твёрдости решений. Каждый сам является творцом своей судьбы.

  
 50. Что такое, по Учению, душа?

      В Учении это слово обычно используется в двух значениях, — фактически, тех же, в каких оно широко используется и вне Учения. Во-первых, так говорится о той содержащей человеческую личность энергетической сущности, которая в момент смерти человека отделяется от физического тела и переходит в мир энергии. Во-вторых, так говорится о совокупности мыслей, убеждений, чувств, эмоций, черт характера, достоинств и недостатков, способностей и т.п., — то есть о том, что, собственно, и составляет человеческую личность как таковую. В этом втором значении слово «душа» в Учении используется чаще.
     Иногда «душой Творца» в Учении называют Дух, как наиболее совершенную из субстанций Мироздания, несущую в себе разум и моральные качества Творца. В том же значении это определение иногда применяется по отношению к миру Духа.

  
 51. Что Учение говорит о "конце света"?

      В Учении отсутствует такое понятие. Конечно, у человечества есть возможность уничтожить себя; не исключена также и какая-либо глобальная природная катастрофа. Но конца света, имеющего сверхъестественные причины, не произойдёт. Все предсказания такого конца света являются разного характера вымыслами, — иногда это плод заблуждений, иногда же намеренная спекуляция. Ажиотаж, периодически возникающий в обществе на этой почве, не имеет под собой реальных оснований.

  
 52. Почему, не являясь религиозным или оккультным, Учение использует религиозную и оккультную терминологию?

      Причина этого неудобства в том, что Учению пока просто не хватает терминов для обозначения имеющихся в нём специфических понятий. Поэтому используются некоторые более-менее близкие по смыслу религиозные (например, «бог») и оккультные (например, «элементал», «ларв») термины. Следует иметь в виду, что в Учении этими словами обозначаются не те понятия, которые привычно ассоциируются с ними у людей, знакомых с религиозной и оккультной терминологией. Проблема терминологии Учения будет решаться в дальнейшем.

  
 53. Каково отношение Учения к магии, оккультизму и тому подобным вещам?

      По Учению, магия является предосудительным занятием. Попытки оказывать воздействие на окружающий мир и людей, используя магические приёмы, идут вразрез с естественным ходом вещей, — поэтому они вредоносны и аморальны.
     Оккультизм — довольно расплывчатое понятие. Он может включать в себя широкий спектр интересов, понятий и практик, — от той же магии до знахарства, от философско-мистических концепций до суеверий, плюс всевозможное шарлатанство. Дать всему этому единую однозначную оценку невозможно. Но можно сказать, что в целом оккультизм нежелателен, так как спекулятивного, суеверного и вредного в нём больше, чем того, что действительно помогает познанию и приносит реальную пользу.

  
 54. Каково отношение Учения к другим учениям, религиям и т.д.?

      Уважительное, — хотя УЕХ и не считает их истинными. Но уважительное и доброжелательное отношение отнюдь не исключает возможности критического подхода к другим учениям и религиям, полемики с ними и здорового соперничества.

  
 55. Считает ли Учение, что какие-либо другие учения или религии должны быть запрещены?

      Любые взгляды имеют право на существование. Однако же практическое воплощение в жизнь некоторых концепций бывает связано с совершением аморальных и даже преступных деяний (например, преследование инаковерующих, ритуальное убийство и т.п.). Подобные действия должны пресекаться в соответствии с законодательством, как противоправная и преступная деятельность, равноценная деятельности экстремистских организаций и криминальных группировок. И если пресечь их невозможно иначе, как только признав практикующее их учение опасным для общества, то в этом случае приходится признать необходимость запрета.

  
 56. Можно ли последователям Учения читать книги, относящиеся к другим учениям или религиям?

      Можно, и даже желательно. Это не только интересно, но и полезно. Изучение чужих взглядов помогает лучше узнать людей и составить более полное представление о духовной истории и культуре человечества. Кроме того, сравнение взглядов УЕХ с другими взглядами нередко помогает глубже узнать и лучше понять его. Наконец, никто не отменяет права на пересмотр своих взглядов и новый выбор для человека, вступившего в Учение. Это значит, что у него всегда остаётся альтернатива для духовного пути в виде других учений, о которых неплохо иметь ясное представление.

  
 57. Как соотносятся Учение и наука?

      УЕХ отвергает веру в сверхъестественное и считает науку наилучшим путем познания. Иначе говоря, оно придерживается научного взгляда на мир. Однако при этом оно располагает (благодаря откровению) такими знаниями, которые науке пока недоступны. Поэтому с научной точки зрения оно может напоминать религию, оперирующую сверхъестественными, научно недоказуемыми понятиями. На самом деле это не так. То, о чём говорит Учение, может быть открыто и будет открыто и доказано наукой, когда она достигнет соответствующего уровня развития. Хотя уже сейчас Учение могло бы помочь науке, расширив её представления о мире и указав некоторые ориентиры для поиска и исследования. Так, например, при его содействии — т.е. благодаря информации, которой оно располагает — могло бы быть сказано новое слово в астрофизике, истории, психологии, теории эволюции, биоэнергетике и ряде других дисциплин и направлений.

  
 58. Каково отношение Учения к бизнесу? Считается ли это недостойным занятием?

      Нет, не считается. Недостойным может быть не бизнес как таковой, а применение в нём аморальных и преступных методов, или же использование заработанных денег в аморальных и преступных целях. Хотя есть виды бизнеса, которые могут считаться законными, но с точки зрения Учения являются аморальными, — например, связанные с производством и распространением алкогольных напитков, табачных изделий, порнографии и т.п., вообще того, что причиняет физический или моральный вред людям и обществу, а также те, которые причиняют серьёзный вред окружающей среде.

  
 59. Должны ли последователи Учения подчиняться законам тех государств, гражданами которых они являются?

      Законам следует подчиняться. Однако они не всегда бывают гуманными и полезными. Известны примеры аморальных законов, — утверждающих рабовладение, различные формы социального угнетения, расистских, нацистских и тому подобных. Конечно же, никто не обязан подчиняться таким законам, равно как и поддерживать преступные режимы. Если же не иметь в виду подобные случаи, то законопослушность важна и необходима.

  
 60. Разрешает ли Учение своим последователям проходить армейскую службу?

     Да. Но здесь есть одна сложность. На военной службе приносится присяга; это клятва, которую надлежит соблюдать. Учение не приемлет лжи; и если его последователь принесёт присягу, то, по Учению, он обязан будет её исполнять, — например, подчиняться приказам своих командиров даже в том случае, если они противоречат его принципам или вообще аморальны. Присяга — серьёзнейшее обязательство, отдающее человека под власть других людей. Поэтому каждый должен решать сам, может ли он пойти на такое ограничение свободы совести, как воинская присяга.