uchenie_germesa.jpg

Пандэкт «ЭРМА»
Избранные афоризмы

(пополняется)

 

Из книги «Эвор»


Кто был оглушён чужим эхом, тот никогда больше не услышит даже собственного голоса.
Эвангелон, 7

Закрыть глаза просто, — но тьма страшнее боли. Закрыв глаза для того, чтобы избежать боли, больше нельзя открыть их; не успеть открыть их потому, что закрывает их мгновение, а открывает вся жизнь.
Эвангелон, 13-14

Влага уходит в небо, оставляя землю иссохшей, — но после выпадает дождём.
Эвангелон, 28

Не утративший данное ему — награждён; познавший больше — награждён вдвойне; посеявший зёрна и видевший всходы — награждён втройне: и нет для одной жизни большей награды.
Эвангелон, 32

Нет великого и нет малого: есть лишь бесконечное, замыкающееся в круг.
Эвангелон, 33

Вечность — это время, бьющееся в берега, толща вод, в коей капля — океан.
Эвангелон, 35

Нет начала, потому что оно содержит в себе конец, и нет конца, потому что он есть вечное начало.
Эвангелон, 37

Нельзя возжечь огонь, который никогда не гаснет.
Эвангелон, 38

Нет небытия, — потому что небытие не определяет себя.
Эвангелон, 39

В форме и свойствах всего существующего смерть — лишь перемена, время коей — миг, равный Вечности.
Эвангелон, 41

Свет возвращается в свет, пройдя сквозь тьму.
Эвангелон, 47

Ничто не вершится для тьмы; и что было тьмою, то становится светом.
Эвангелон, 49

В руке человека может оказаться даже солнце.
Эвангелон, 55

Ум принимает слово в тот час, когда он нуждается в нём и способен сохранить его в себе.
Эвангелон, 60

Капли дождя сливаются — и рождается океан.
Эвангелон, 66

***

Путь преодолевается в борьбе, — в вечной борьбе с Драконом.
Анабасис, 7

***

Если тебя спросят: «Что есть познание?», ответь: «Умение видеть видимое, и видеть себя, видящего видимое».
Эвбулей, 9

Если тебя спросят: «Что страшнее всего?», ответь: «Слепой разум».
Эвбулей, 12

Если тебя спросят: «Где искать Истину?», ответь: «Везде возможно её найти».
Эвбулей, 14

Если тебя спросят: «Что есть смерть?», ответь: «Один из ликов Жизни».
Эвбулей, 21

Будь на своём месте, чтобы иметь право быть.
Эвбулей, 23

Не стремись к излишнему, — ибо среди излишнего трудно отыскать необходимое.
Эвбулей, 26

Помни, что ты — во всём, и всё — в тебе.
Эвбулей, 31

Ступай осторожно, даже если идёшь по верной дороге.
Эвбулей, 38

Идти по пути можешь воспрепятствовать себе только ты сам.
Эвбулей, 39

Откупоривая сосуд, будь готов не отказаться от того, что обнаружишь в нём.
Эвбулей, 41

Если тебя спросят: «Что есть человек?», ответь: «Частица себя, влекущая двойную ношу, которая есть двойное благо».
Эвбулей, 49

Прежде чем дать человеку нечто ценное, сумей своими руками вынести из его жилища грязь.
Эвбулей, 54

В беседе смотри на мир своими глазами, а на себя — глазами собеседника.
Эвбулей, 55

Если тебя спросят: «Как уберечься от страданий?», ответь: «Не принимай ничто как страдание».
Эвбулей, 60

Если тебя спросят: «Как сохранить силы?», ответь: «Не беги от двух вещей: от того, от чего бежать не нужно, и от того, чего нет; также не гонись за двумя вещами: за тем, за чем гнаться не нужно, и за тем, чего нет».
Эвбулей, 64

***

Свобода не утрачивается, но лишь обретается, — это есть её великое свойство.
Эосфор I, 13

Кто знает себя внешнего, тот пусть не думает, что нечто знает; кто знает себя действующего, тот пусть не думает, что нечто знает; кто знает себя мыслящего, тот пусть не думает, что нечто знает; кто знает себя ощущающего, тот начинает познавать себя; кто знает себя живущего, тот знает себя.
Эосфор I, 16

Идущий впереди не должен дожидаться отстающего, ибо это есть признак бессилия того и другого: пусть идущий первым не выпускает руки следующего за ним, — и тогда не будет отставших в пути.
Эосфор I, 18

«Верный путь» не означает «лёгкий путь».
Эосфор I, 23

Ложный путь преграждаем препятствиями мнимыми, несущими настоящую опасность; верный путь преграждаем препятствиями настоящими, несущими боль и жизнь.
Эосфор I, 24

Ищущий лёгкого пути уже идёт по пути трудному, — ибо нет ничего тяжелее поисков несуществующего.
Эосфор I, 26

Свободой в себе обделены двое: не знающий её возможности и не верящий в её возможность.
Эосфор I, 31

Сказать — великий труд. Посмотри на свершившееся великое дело, и ты поймёшь, что без слова, бывшего его началом, оно не имело бы вершения.
Эосфор II, 4-5

Делай ради себя всё, что можешь: но ради другого делай больше.
Эосфор II, 12

Сила не преходит, если имеющий её не желает того.
Эосфор II, 37

Борьба не бывает напрасной даже тогда, когда цель не достигается.
Эосфор II, 52

Видеть в себе полноту мира и жить в ней, — вот истинная свобода.
Эосфор III, 2

Боль живёт во всём, как во всём живёт наслаждение.
Эосфор III, 7

Из одного и того же сосуда ты можешь испить напиток горький и напиток сладкий: тебе достанется тот из них, который ты содержишь в себе.
Эосфор III, 8

Радуйся горечи, потому что тот, кто её не изведал, не сможет полно познать в себе сладость.
Эосфор III, 10

Терпи боль, — иначе в жизни недостоин будешь даже её.
Эосфор III, 11

Смотри на чужую боль, не отводя глаз, и осознай, что ты позволяешь ей существовать.
Эосфор III, 13

Не думай, что можно нечто искупить болью: боль может убить, но очистить не может.
Эосфор III, 18

Боль ведома всем и всему, — поэтому если ты не в силах изжить уже существующую боль, то старайся хотя бы не умножать её.
Эосфор III, 19

Ты можешь не быть ласков с другими, — но ты должен быть бережен с ними.
Эосфор III, 20

Помни, что мир — в тебе, и сберегай себя ради него, но не ценою его.
Эосфор III, 22

Прежде чем сделать что-либо, вспомни четыре и одно: что необходимо миру, что необходимо твоему другу, что необходимо твоему противнику, что необходимо тому, кто тебе неведом, и что необходимо тебе.
Эосфор III, 23

Кто мнит себя бессильным, тот открывает себя для боли.
Эосфор III, 26

Смотри на мир глазами жизни, на себя — глазами мира, на радость — глазами щедрости, а на боль — глазами терпения.
Эосфор III, 27

Не мсти за боль: помни, что искусство любви совершеннее искусства ненависти.
Эосфор III, 30

Кто причиняет страдания другому, тот сам страдает в нём и в себе.
Эосфор III, 32

Не причинить боли словом — великий труд.
Эосфор III, 34

Слово есть ураган, сметающий с лица мира живых, и зверь, терзающий мёртвых; но оно и солнце, согревающее погибающих от стужи, и кров, укрывающий от огненного дождя.
Эосфор III, 35

Прежде научись сносить боль, причинённую тебе своим же словом, затем научись не причинять себе этой боли, и только тогда научишься не причинять её другим.
Эосфор III, 38

Трудно не видение верного пути, а понимание увиденного.
Эосфор IV, 2

Препятствие в пути, труднейшее из всех, есть ты сам.
Эосфор IV, 15

В движении к цели видь себя, видь свой путь, видь идущего рядом, видь идущего навстречу, видь бродящего без цели, видь стоящего на месте, видь окружающее и видь цель.
Эосфор IV, 20

Помни, что твой путь есть путь в пути; и океан един, — вливается ли в него река или малый ручей.
Эосфор IV, 24

Ты должен знать, что малое подобно великому, часть — целому, не знающее — знающему. Частицы подобны друг другу, — и иначе быть не может, потому что они есть одно.
Эосфор V, 8-9

Жизнь, не препятствующая Жизни жить, — вот то, что есть истинная реальность.
Эосфор V, 14

Знать о зле и знать зло — благо; но вершить деяния зла может лишь зло.
Эосфор V, 21

Изжить зло можно только обратив его в благо.
Эосфор V, 23

Не зная вершащегося от начала, ты не познаешь его до конца, ибо нельзя завершить путь, не начав его.
Эосфор V, 26

Знай, что сила препятствующая есть благо, — но лишь для того, кто ей не покорился.
Эосфор VI, 9

Плод верного осознания блага Дракона есть борьба с ним; тот же, кто поклоняется ему, не знает его блага, и сам вершит зло.
Эосфор VI, 14

Кто не борется с Драконом, тот покоряется ему; покорившийся же ему принимает в себя его дыхание, которое потом изливает вокруг себя, тем питая Дракона.
Эосфор VI, 16

Зная закон борьбы, борись с Драконом, — ибо он так же порождён для твоей борьбы с ним, как ты порождён для восхождения.
Эосфор VI, 17

Поток силы доступен всем; и сила может повергнуть силу, если верно знать и желать.
Эосфор VI, 26

Потоки силы изменяют своё течение и поражают тех, кто владел ею, наделяя мощью тех, кто прежде был бессилен.
Эосфор VI, 44

Когда осознанно пребудешь во всём, тогда сила всего пребудет в тебе.
Эосфор VI, 60

Будь в потоке силы, вершащей благо, и будь ею самою.
Эосфор VI, 69

Противление Дракону даёт силу, ибо противление это есть благо, а Благо содержит в себе всю полноту силы.
Эосфор VII, 14

Сила принадлежит тому, кто живёт в мире ради мира.
Эосфор VII, 16

Живи во всём — и сила всего будет твоей.
Эосфор VII, 17

Кто идёт верным путём, тот обретает помощь, не прося о ней.
Эосфор VII, 24

Ты есть порождение первого из миров, и извергнут в третий из миров ради возвращения.
Эосфор VIII, 9

Обретший великое знание обретает и великую силу, и взращивает в себе великое благо.
Эосфор VIII, 19

Помни: восхождение трудно, — но с каждым благим дея-нием оно облегчается.
Эосфор VIII, 29

В осознавании и жизни в нём и по нему содержится великая гармония.
Эосфор VIII, 47

Услышать мелодию гармонии мира и звучать в мире его гармонией — вот наивысшее из прекрасного, достижимое в жизни для тебя и прочих.
Эосфор VIII, 50

Твоя плоть есть плоть многих, бывших до тебя; и она будет плотью многих, — тех, кто будет после тебя. Считая свою плоть только своей, ты совершаешь воровство.
Эосфор IX, 4-5

Частицы плоти, утрачиваемые тобою, не погибают, но становятся плотью других: потому не только печалься, утрачивая частицу плоти, но и радуйся, — ибо ты даришь тому, кто тебе неведом, живое тело; и будь благодарен тому, кто подарил твоё тело тебе.
Эосфор IX, 7

Трудно отличить то, что ты можешь понять, от того, чего ты понять не можешь; потому, чтобы не впасть в губительное бездействие, старайся понять всё.
Эосфор IX, 25

Трудно идти через чащу леса, дерева которого усеяны шипами, и ещё труднее идти так, не зная, есть ли этому лесу предел. Но предел ему есть, — и он может быть уже через один шаг; если же не идти, то лес пожрёт тебя, и тогда ты существовал напрасно.
Эосфор IX, 28-29

Кто говорит: «Не могу и не смогу понять то или это», тот говорит себе: «Не хочу понять».
Эосфор IX, 31

Смотри же вокруг, и пойми, что всё существует ради тебя; но не забудь тогда, что есть ты.
Эосфор IX, 32

Знай, что Дракону ты доступен более всего в своём собственном обмане себя.
Эосфор IX, 41

Пойми, что необходимое есть наилучшее.
Эосфор IX, 48

Научись различать необходимое и бесполезное: помни, что познать ты должен всё, принять же — лишь необходимое.
Эосфор IX, 51

Всё, что видишь ты перед собою, есть ты сам.
Эосфор X, 1

Лучшее не испрашивает позволения: оно вершится, — и ты волен быть частицей гармоничной или не гармоничной с этим вершением.
Эосфор X, 5

Для идущего по пути великое благо — слиться с путём: тогда идущий, будучи ещё в начале пути, уже испытает бытие его завершения; тем он ускорит своё восхождение, — ибо частью своей будет уже на вершине.
Эосфор X, 9

Родившись в третьем из миров, ты уже мёртв для сказанного мира. Кто не знает о себе этого, тот подвержен страху.
Эосфор X, 12-13

Ты жив, — ибо ты существуешь, и ты мёртв, — ибо не бываешь прежним в каждый новый миг.
Эосфор X, 16

Для слепоты страха ничего нет ужаснее её самой.
Эосфор X, 19

Недостаточно не желать причинения зла, но следует ещё знать, как поступать, чтобы не причинить зла.
Эосфор X, 23

Ты творишь благо для другого единожды, тем творя его для себя дважды и трижды, ибо он в тебе, ты в нём, а оба вы — в едином.
Эосфор X, 27

Познание в начале своём несёт с собою страх и радость; далее — боль и радость; далее — силу и радость.
Эосфор XI, 5

Радуйся за всех и страдай за всех, ибо радость эта животворит, а боль исцеляет.
Эосфор XI, 6

Благо без зла спит; зло без блага не рождается.
Эосфор XI, 9

Невозможно избавиться от зла, отделив его от себя, ибо невозможно извергнуть себя из себя; но, познав его и обратив его в благо, ты преумножишь себя.
Эосфор XI, 19

Ты знаешь, что зло питает зло: но это значит, что оно пожирает себя. Благо же питает благо, порождая себя.
Эосфор XI, 20-21

Нельзя требовать скорой радости от тех, кто не знает, чему подобает радоваться.
Эосфор XI, 28

Ты живёшь в великой полноте. Она есть всё; и она проницает тебя, и сама проницаема тобою в каждой своей частице.
Эосфор XIII, 1-2

Единство дробится, и дробится вновь и вновь, не нарушаясь; каждая его частица умножается в себе.
Эосфор XIII, 7

Из малого рождения истекает великое бытие.
Эосфор XIII, 18

Нет препон для того, для кого и препона — благо.
Эосфор XIII, 28

Всё имеет бытие в Истине и всё есть Истина.
Эосфор XIV, 1

Всё не содержится в Истине и не отражает её, но всё есть она в разности её сущности; так же и она не содержится ни в чём и ничего не отражает, но она есть всё в разности единства.
Эосфор XIV, 4

Посмотри вокруг — и знай, что не увидишь ничего, кроме Бога Истины.
Эосфор XIV, 17

Горе тому сосуду, который готов скорее разбиться, чем наполниться до краёв.
Эосфор XIV, 30

Многие восстают против Истины; и такие побеждены ещё до того, как восстали.
Эосфор XIV, 31

Нет воителя на Бога Истины.
Эосфор XIV, 39

Ты не имеешь предела, ибо ты — Истина; не налагай же на себя мнимых тягот и не полагай себе мнимых пределов.
Эосфор XIV, 46

Чтобы соблюсти Истину в мире, надо сперва соблюсти её в себе.
Эосфор XIV, 51

Род людей имеет всё, что есть в нём; в нём же есть поистине всё, и нет ничего, чего бы в нём не было.
Эосфор XV, 6

Мало вкусить от плода: нужно ещё сохранить семя, питать корень, взрастить древо, узреть цветок и стать плодом.
Эосфор XV, 17

Поистине, невозможно сотворить лучшее, не зная, сколь хорошо то, чем уже обладаешь.
Эосфор XV, 20

Змея Истины бывает облечена в уродливую кожу заблуждения, необходимую для взрастания змеи. Негодная кожа сбрасывается, и змея взрастает свободною.
Эосфор XV, 46-47

Всё существующее будет принято в себя множеством единства.
Эосфор XV, 63

Смотри на народы и радуйся тому, что можно вершить дело слияния.
Эосфор XVI, 13

Народам даны лица и имена не ради сохранения их таковыми вечно, но ради того, чтобы было ясно зримо всё, что должно соединиться.
Эосфор XVI, 14

Нет народа, превосходящего прочие народы; если же у некоего народа есть нечто лучшее, нежели у прочих народов, то благо его и радость — в том, чтобы слить это лучшее с прочим лучшим ради совместного порождения лучшего.
Эосфор XVI, 18

Нет различения народов в приятии и отвержении для того, кто не однажды нисходил в третий из миров, будучи там в различных народах.
Эосфор XVI, 22

Будущее живёт прошлым, настоящим и будущим: кто питает своё будущее только своим прошлым, тот лишится его, ибо оно погибнет от голода.
Эосфор XVI, 27

Помни: чем большим ты владеешь, тем больше ты должен отдать.
Эосфор XVI, 31

Стараясь о других, ты стараешься о себе.
Эосфор XVII, 1

Малая частица, мнящая себя существующей вне целого, не познает даже себя, ибо без целого она не такова, какова она есть.
Эосфор XVII, 6

Познавая себя, ты познаёшь лишь малую часть себя; познавая окружающее тебя в себе и себя в нём, ты познаёшь себя.
Эосфор XVII, 11

Отдавай себя в благе, и благом, и ради блага.
Эосфор XVII, 15

Познавай, чтобы не утрачивать.
Эосфор XVII, 17

Знай: блаженство есть существование в благе, и вершение блага, и оно есть бытие благом.
Эосфор XVII, 26

Нет большего блага в себе, чем существовать для того, для чего ты существуешь.
Эосфор XVII, 32

Знание о необходимом, желание осуществления необходимого и возможность осуществления необходимого есть ступени вершения Бытия.
Эосфор XVII, 34

***

Если не умеешь молчать, то как сможешь говорить?
Частица II, 60

Нет испытания более тяжёлого, чем правильная жизнь.
Частица II, 89

Нет ничего лучше, чем погибнуть, породив благо, и нет ничего позорнее, чем бежать от такой гибели ради прозябания меж добром и злом.
Частица II, 91

Человек есть тварь, в коей плоть и ум мертвы без силы, вершащей любовь.
Частица III, 80

Как бы ни был далёк час смерти, срок этот всё равно короче, чем срок одного вдоха.
Частица V, 65

Не тот излечился от слепоты, кто узнал нечто, но тот, кто не погубил в себе это знание и взрастил из него благо.
Частица VI, 38

Бессмертие есть бесконечное деяние: поэтому тот, кто познал своё бессмертие, может изведать покой только в нём.
Частица VI, 67

Благое является таковым только тогда, когда оно соответствует должной мере.
Частица VI, 69

Всякий хорош тем, что знает благо и вершит его, — но ещё более хорош он тем, что познает больше и свершит благо большее, чем то, которое посильно ему ныне.
Частица VI, 85

Одно заблуждение бывает повергаемо другим заблуждением, — но все заблуждения повергаемы Истиной.
Частица VI, 95

Всякое благое вершение имеет своим истоком Истину, и в Истину же истекает само.
Частица VI, 98

Истина есть наибольшая из связей: незнающих она связует незримо для них, а знающие сами связуют себя ею и собою в ней.
Частица VI, 109

Во всяком пути столько дорог, сколько есть тех, кто идёт по нему.
Частица VI, 114

И есть такие, которые осознают Истину; и чем явственнее они её осознают, тем явственнее она осознаёт себя ими, и тем прочнее становится истинная реальность.
Частица VII, 21

Не только скорби о том, что не можешь чего-то, но и радуйся тому, что в должный час сможешь это.
Частица VII, 43

Рвение ко благу не ведает мер приятного, кроме самого блага.
Частица VIII, 65

***

Разве жизнь воина, вставшего на защиту мира, дороже того, что он защищает?
Вершина, 17

***

Нельзя сомневаться в правильности поступков того, у кого желаешь учиться правильным поступкам.
Двадцатидневье I, 22

Человек есть копьё, летящее в цель.
Двадцатидневье V, 5

Если есть холм, то для того, чтобы взойти на него, тебе довольно твоих ног.
Двадцатидневье VII, 6

Кто не желает зла, тот не боится.
Двадцатидневье IX, 1

Кто желает блага, тот должен желать блага, равного миру.
Двадцатидневье IX, 2

Чем большего блага ты желаешь, тем меньше ты боишься, и тем больше ты можешь.
Двадцатидневье IX, 7

Кто видит, что нечто в мире злобно желает уязвить его, тот видит свою злобу, — а принимает её за чужую.
Двадцатидневье IX, 18

Трудно научиться не делать зла; но ещё труднее научиться не желать зла. А ещё труднее научиться распознавать, не обманываешь ли себя, думая, что не желаешь зла.
Двадцатидневье IX, 22-23

Нет малого блага, которое было бы раздельно с благом величайшим.
Двадцатидневье IX, 28

Кто печётся лишь о себе и не желает умереть за великое благо, тот — убийца, и тот — мертвец.
Двадцатидневье IX, 31

Благого больше в человеке, чем дурного, ибо он есть земля, в коей одна песчинка блага тяжелее горы зла.
Двадцатидневье X, 3

Для того чтобы сохранить жизнь, нужно не желать ей гибели.
Двадцатидневье XI, 1

Не желай зла потому, что нет в мире ничего, что заслуживало бы его.
Двадцатидневье XI, 4

Всё в мире дурно для того, кто не знает, каково благо.
Двадцатидневье XI, 6

Когда узнаешь меру себя, тогда мера страха обратится в меру смелости.
Двадцатидневье XI, 36

Человек хорош для человека. Где человеку не в силах помочь боги, там ему может помочь другой человек.
Двадцатидневье XV, 1-2

Кто не любит людей и не радеет об их благе, тот несчастнейший из всех, ибо утратил себя. И кто любит всех, кроме одного, и радеет обо всех, кроме одного, тот таков же.
Двадцатидневье XV, 5-6

Помни же, что если любишь людей и радеешь о них, но не любишь мира и не радеешь о нём, то и людям ты — враг.
Двадцатидневье XV, 18

Что же может быть лучше, чем вершить благо и научать благу?
Двадцатидневье XV, 28

Кто враг одному, тот враг всем; кто враг всем, тот враг себе.
Двадцатидневье XV, 34

Оберегайтесь же от зла, чтобы не осквернять своих жилищ, — ибо где бы вы ни совершили его, оно войдёт с вами в ваши жилища, и останется в них.
Двадцатидневье XIX, 18

Помните, что мир для вас тогда, когда вы — для него.
Двадцатидневье XX, 22

***

Нет нужды искать вездесущее.
Великий бог, 23

Пределом бесконечности может быть только бесконечность.
Великий бог, 59

***

 

Из книги «Дорон»

 
Много есть миров над небом; и в мирах этих верным нет числа.
Четыре листа I, 5

Верный же — не тот, кому желательно называться верным, но тот, кто подлинно верен Истине в желаниях своих, мыслях, деяниях и во всей своей сути.
Четыре листа I, 37

Кто поступает достойно, тот блюдёт себя в чистоте, которая есть благо, незамутнённое злом. Из такого блага рождаются и правильные стремления, и сила.
Четыре листа I, 49-50

Кто чист, тот поистине живёт ради вершения блага, и он есть столп и опора мира.
Четыре листа I, 51

Слабым мнит себя тот, кому мил порок; такой выколет себе глаза, чтобы только не видеть своей силы.
Четыре листа IV, 37

Кто не ищет счастья в наслаждении злом, тот одолеет в себе зло.
Четыре листа IV, 45

***

Тьма во тьме не видна, а тень видна при солнце.
Видение, 56

Страх никого ещё не выводил на добрый путь.
Видение, 62

Страшащийся битвы умирает прежде, чем она начнётся.
Видение, 63

***
 
Жизнь человека подобна влаге, питающей мир: она проникает везде и питает всё и всех, отдавая свои силы и саму себя.
Слово о Влае III, 17

Скот живёт от мира, а человек живёт для мира.
Слово о Влае III, 24

С богами шутить можно, а с глупцами — нет.
Слово о Влае IV, 69

***

Без прошедшего нет грядущего, как без памяти нет ума.
Круг I, 7

Великая мощь есть великая тягота. В ней от добра до зла — один волос.
Круг V, 7-8

Не ради того мы живём, чтобы бояться смерти.
Круг VI, 9

Прошедшее есть назидание грядущему.
Круг VII, 2

Всё существует ради Жизни, а она существует ради всего.
Круг VII, 5

***

Душа возмужает быстрее тела; ум же острится в своём труде.
Идущий I, 11

Ради малого — малые невзгоды, ради великого — великие невзгоды.
Идущий I, 20

Не в силах человека отречься от себя, и не в силах правды солгать.
Идущий V, 11

Нельзя отречься от своего. От чего смог ты отречься, то было не твоё, и ты лгал себе, что оно твоё.
Идущий V, 25-26

Не тот слышит верное слово, кто мудр, а тот, кто желает его услышать.
Идущий V, 37

Мало кто оставит ношу мнимой мудрости ради верного слова; а кто оставит — тот подлинный мудрец.
Идущий V, 41

Верное слово подобно сильному семени, которое прорастает и сквозь камень. Во времени оно не ветшает, но вновь и вновь являет себя и раскалывает камни.
Идущий V, 44-45

Не возноситесь над прочими, — ибо это недостойно доброго человека, — и не унижайтесь, — ибо это гнусно.
Идущий VI, 52

Живите так, словно держите в ладонях весь мир как пригоршню воды; не расплещите его.
Идущий VI, 53

Дух пределов не имеет: он есть всё, сливающееся со всем во всём.
Идущий VI, 55

Помните, что вы есть Дух; плоть же из него изошла и в него возвратится.
Идущий VI, 56

***

Малое малому кажется большим, а ещё меньшему — великим; лишь великое увидит в малом малое.
Песня Рохами I, 26

Лучше умереть в радости, чем жить в бессилии и печали.
Песня Рохами I, 45

Лучше страдать от огня жизни, чем заживо разлагаться душою.
Песня Рохами I, 58

Вот что верно: человек, который только человек, — ничто. Если в нём не содержится большее, чем он сам, то он — ничто.
Песня Рохами I, 105-106

Только если в капле содержится океан, она не исчезнет от прикосновения солнечного жара, и сможет оросить собою целый лес и не иссякнуть.
Песня Рохами I, 108

Все дают своим детям жизнь тела, — но кто даст им жизнь души?
Песня Рохами II, 13

Сколько бы раз человек ни рождался в смерть, однажды он родится в Жизнь, и больше не умрёт.
Песня Рохами II, 19

Дорога, ведущая в Жизнь, есть сама Жизнь; а Жизнь есть радость.
Песня Рохами II, 28

Люди, почему вы скорбите о мёртвых, а не о жизни, которая лишается людей?
Песня Рохами II, 50

А если бы люди знали, какова настоящая смерть, разве они воздавали бы почести умершим? Если бы они знали это, они воздавали бы почести живым за то, что они живы.
Песня Рохами II, 61-62

Душа жива в том, кто живёт по справедливости.
Песня Рохами II, 64

Лишь тот подлинно справедлив, кто справедлив к миру, не различая в нём своего и чужого.
Песня Рохами II, 67

О люди, то, что ваше, — ваше лишь на миг. Даже ваша плоть — ваша лишь временно; только ваша душа — подлинно ваша.
Песня Рохами II, 69-70

Вот достойное дело для человека: через ум научиться великой справедливости, свойственной неразумным тварям.
Песня Рохами II, 89

Что ваши богатства, и наряды, и ваши красы в сравнении с простой водой? Без всего этого вы могли бы жить; а не будь воды — зачем всё это иссохшим трупам?
Песня Рохами III, 47-48

Слепец не видит солнца — но оно от этого не гниёт и не гаснет.
Песня Рохами III, 73

Кто не хочет умереть, тот пусть желает слиться с небом.
Песня Рохами III, 101

Счастье — быть зрячим, и сокровища глаз есть сокровища души.
Песня Рохами III, 112

Во всяком человеке заключён ослепительный свет; он таков, что солнце против него — отблеск лунного света на чешуе рыбы.
Песня Рохами IV, 62

Если бы вы знали, как вы хороши, вы никогда не поступали бы дурно, и были бы счастливы.
Песня Рохами V, 3

Мужчину видно тогда, когда он трудится, сражается, ласкает женщину и учит жизни детей.
Песня Рохами V, 36

Если мужчина склоняется перед другим мужчиной потому, что он сильнее или мудрее, то перед женщиной он склоняется потому, что она — женщина.
Песня Рохами V, 56

Вот ребёнок выходит из живого тела: это человек живёт в человеке и выходит из него. Где видано большее чудо?
Песня Рохами V, 63-64

О люди, в ваших детях к вам приходят все ваши пращуры и все ваши потомки для того, чтобы увидеть ваши дела.
Песня Рохами V, 74

В одном ребёнке столько людей, сколько на небе звёзд.
Песня Рохами V, 78

То, что вы называете старостью, на самом деле есть зрелость самой зрелости.
Песня Рохами V, 86

Наслаждайтесь друг другом; наслаждайтесь тем, чем хорош даже тот человек, которого видите издалека и голос которого не слышен.
Песня Рохами V, 108

Что одно — то не одно, а чего много, то во множестве своём — одно.
Песня Рохами VI, 70

О люди, слушайте свои души: быть может, они поют.
Песня Рохами VI, 81

Плоть может быть слепа, и ум может быть ущербен, подобно луне; но душа — зряча и мудра.
Песня Рохами VII, 55

Кто обратит в себя свой слух, тот услышит песню мира; кто обратит в себя свой взор, тот увидит в себе мир.
Песня Рохами VIII, 9

О люди, в вас вся сила мира и вся его любовь.
Песня Рохами VIII, 29

Чтобы не возненавидеть, нужно любить!
Песня Рохами VIII, 37

Если бы небо было из камня, то человек своей силой мог бы его расколоть, а своей любовью заживить опять.
Песня Рохами VIII, 44

Страх наполняет душу, как вода пропитывает одежду; и сердцу холодно, и уму.
Песня Рохами IX, 4

Что может быть лучше человека? Какой цветок прекраснее его, какой плод слаще, какой камень твёрже?
Песня Рохами IX, 48-49

Зло несёт смерть, — но оно и само смертно; доброе дело величиной с ноготь побеждает зло величиной с гору.
Песня Рохами IX, 73

Если собрать всё доброе, что есть в любви, и в храбрости, и в мудрости, и в родящей земле, и в питающей влаге, и в свете и тепле солнца, и в свежести ветра, и в красоте цветов и звёзд, — какое зло устоит перед ним, какая сила? А вы, люди, имеете всё это в себе!
Песня Рохами IX, 75-76

Неумелая песня о добром лучше красивой песни о пустом.
Песня Рохами IX, 89

Не желайте зла — и зла не будет.
Песня Рохами IX, 108

***

Если бы ты был слеп на один глаз, а некий лекарь мог бы излечить тебя, то он сперва вырвал бы тебе слепой глаз, и ты кричал бы от боли и истекал бы кровью, — и только после этого он вложил бы на место слепого глаза зрячий. Так и с душой: заблуждение ты вырываешь из неё, а Истину вкладываешь.
Камень, 26-27

Слепая душа хуже слепого глаза, ибо глаз знает свою слепоту, а душа мнит себя зрячей.
Камень, 29

Кто ищет наслаждений, тот подлинного наслаждения не познает; кто ищет блага, для того даже страдания — наслаждение.
Камень, 36

Кто много лет жевал песок и на этом стёр зубы, тому теперь не откусить и от сочного плода.
Камень, 41

Если душа твоя кровоточит, значит, она не мертва.
Камень, 43

Кто узрит Истину в малом, тот узрит её и в великом. Если ты познаешь подлинную сущность камня, то познаешь и подлинную сущность солнца.
Камень, 48-49

Человек, душа которого слепа, хуже камня; он, поистине, на то только и годится, чтобы об него спотыкаться.
Камень, 61

Я угоден миру, ибо не иду против него.
Камень, 68

ИЗ СЕРДЦА

 

1

Если надо идти, то иди: какие могут быть колебания? Путь есть путь. Необходимость есть необходимость. Без цели нет жизни. Если ты боишься сделать шаг, значит, ты умираешь; если ты из опасений за себя пересматриваешь свой выбор пути, значит, ты уже умер. Если же ты ради достижения цели решился на подлость или злодеяние, значит, умер твой путь. Вот так должно быть: не оскверни своего пути и не оскверни себя. Это трудно. Но если ты стремишься к лёгкости, то сиди и почёсывайся; хотя, может быть, и это будет слишком трудно для тебя. Чем благороднее цель, тем труднее путь: так есть. Очень редко что-то значимое получается быстро и легко. Это скорее необычно, чем обычно. Поэтому будь готов к трудной дороге.

 

2

Достойный человек — это тот, кто избрал достойный путь, или хотя бы тот, кто, избрав путь посредственный, не оскверняет его недостойными поступками. Тот, кто извалял в грязи себя и свой путь, есть человек недостойный. Не презирай его, но и не доверяйся ему, тем более — не доверяй ему важного дела. Он — существо удивительное: он как будто есть, и в то же время его как будто нет. Это потому, что человек рождается не для того, чтобы барахтаться в грязи. Если у него нет достойной цели и достойного пути к этой цели, то и его самого словно бы нет, — ведь место, отведённое ему в мире, осталось незанятым. Мы живём среди таких пустот: потому нам иногда кажется, что вокруг пусто и гулко, и что мир похож на холодную ночь.

 

3

Жизнь — это путь, путь — это преодоление, преодоление — это борьба. Борьба не должна содержать в себе ненависти к тому, с чем ты борешься. Ненависть разрушает. Ненавидя, ты разрушаешь себя, — ведь всё, что тебя окружает, есть ты. Против чего бы ты ни направил свою ненависть, она попадёт в тебя. Это неизбежно. Ты будешь поражён ею снаружи и изнутри. Ненависть — зло; а человек не предназначен для вершения зла. Поэтому она будет в тебе как чужеродное тело, как камень в живом сердце; и в конце-концов сердце умрёт. Учись бороться без ненависти. Это возможно.

 

4

Можно сражаться без злобы и ненависти. Можно проигрывать без отчаяния. Можно умирать без страха. Можно жить без позора. Всё это зависит только от самого человека. Человек властен над собой; поэтому он всегда может удержать себя от недостойных поступков. А если бы он был над собой не властен, он был бы нелеп. Существо, имеющее высокий ум, глубокую душу и светлое сердце, и при этом неспособное владеть собой, — что за жалкая тварь! Такая миру не нужна. Человек и не таков. Это значит, что не следует давать себе унизительных поблажек.

 

5

Человек подобен колодцу, из которого можно без конца черпать силы. Но мало кто хочет это понять. Сила — это долженствование и ответственность. Значит, сила — это действие, борьба. А борьба — это труд, боль и опасность. Многие боятся этого, и потому предпочитают быть малодушными и не замечать своей силы. Они думают, что так спокойнее. Но это ошибка. Покоя не имеет никто, потому что человек для него не предназначен, как и для ненависти. Хотеть покоя — значит хотеть невозможного. А это не приближает к покою, а удаляет от него. Нужно уметь довольствоваться кратким отдохновением, которое время от времени мы можем получить среди вечной борьбы. Отдыхая же надо быть готовым в любую минуту отказаться от отдыха. Надо быть готовым к этому потому, что отдых не есть временный отход от борьбы: он существует в ней. Только тот, кто понимает это, сумеет оценить минуты отдохновения по достоинству. И он не будет огорчён и разбит, если отдых вдруг прервётся.

 

6

Воля — лучшее оружие. Она подобна мечу, который никогда не затупится, не сломается и не будет утерян, если только хозяин его этого не захочет. Всякий, кто ведёт борьбу, — воин. И он не должен расставаться с мечом. Даже когда воин отдыхает, меч должен быть при нём. Когда он спит, рука его должна лежать на рукояти меча.

 

7

Путь жизни — это путь воина. Это борьба. Если ты живёшь, значит ты — воин. Если ты не воин, тогда задумайся: а живёшь ли ты? Воля человека — это меч воина. Человек и его воля — одно; значит, меч и воин — одно. Отказаться от меча значит отказаться от себя; позволить мечу затупиться значит изувечить свою душу. Не заботиться об укреплении своей воли значит пренебречь собой, выбросить себя как ненужную вещь. Понимающий человек так не поступит.

 

8

Все мы каждую минуту своей жизни находимся на войне. Воздух, которым мы дышим, пропитан битвой. Эта битва опасна. Поэтому чувства и мысли многих людей больны страхом. Это похоже на то, как если бы в сосуд с чистой водой бросили грязь и размешали. Страх — одна из худших человеческих болезней. Она может обнаружиться в каждом. Страх убивает ум, и может убить совесть, если её не защитить мечом воли. Страх может превратить человека в гнусное создание, рядом с которым даже самое несмысленное и трусливое животное выглядит человеком. Это всё равно что смерть. Так малодушные умирают, спасаясь от смерти.

 

9

Многие думают, что цель человека в этом мире — выжить. Это не так. Его цель — сделать лучше мир и людей. Свою жизнь нужно ценить и беречь, потому что она — ценный инструмент, с помощью которого человек исполняет своё предназначение. Но не следует ценить инструмент выше того, для чего он предназначен. Жизнь всё равно однажды прервётся; поэтому нужно радоваться, когда предоставляется возможность расстаться с ней во имя доброго дела, а не просто так.

 

10

Существование человека зиждится на долженствовании. Это то, для чего были порождены люди. Чтобы отделить это долженствование от прочих, я назову его «Великим Долженствованием». Суть его в том, что человек существует для того, чтобы мог существовать мир. Все остальные долженствования вторичны. Жизнь тоже вторична. Она — инструмент; и можно ли считать недопустимым, чтобы инструмент сломался во время работы? Если чрезмерно бояться за инструмент, работа останется невыполненной. Это нелепо. Не следует ломать инструмент почём зря: его нужно беречь. Но не следует и беречь его в ущерб работе. Работа каждого человека — благополучие мира. Ради этого не жалко жизни.

 

11

Не думай, что человек — ничтожество, расходный материал. Человек — великое существо. Поэтому основой его жизни является Великое Долженствование. Скот не заботится о мире, потому что он — скот. Его долженствования невелики. Человек рождается человеком не для того, чтобы жить скотом. Он должен жить как человек и умирать как человек. Ему дано многое — и от него требуется многое. Кто этого не понимает, тот недалеко ушёл от скота.

 

12

Глуп тот, кто выливает в отхожую яму драгоценное лекарство. Точно так же глуп тот, кто тратит себя на пустяки. Он выбрасывает саму жизнь, точно это ненужный хлам. Это непростительно. Такому лучше было бы не рождаться на свет, чтобы не доставлять своей матери напрасной боли. Мышь — и та производит на свет своих мышат с большим смыслом. Они хотя бы делают то, для чего родились. Для человека позорно быть ничтожнее мыши. Но тех, кто опозорил себя этим, много. Много людей с мышиными душами. Это оттого, что они себя не уважают. Уважать себя — значит ценить по достоинству свою человеческую сущность, понимать своё великое предназначение. Однако не следует путать самоуважение и гордыню. Этой ошибки надо избегать тщательнейшим образом. Самоуважение отличается от гордыни так же, как чистая вода от вина. Человек со вкусом различит.

 

13

Не думай, что один человек может быть выше другого. Он может быть умнее, сильнее, красивее, честнее, богаче, может превосходить его ещё в чём-нибудь, — но выше быть не может. Человек есть человек. Все люди равны, потому что их сущность равна. Кто понимает, что он не ниже другого, и не унижается перед ним, как перед высшим существом, тот в меру горд. Это хорошо. Кто смотрит на другого с пренебрежением, как на низшее существо, тот гордец. Это недостойно. А кто полагает человека выше Природы, гордыня того уже сделала шаг к безумию.

 

14

Гордыня — та гниль души, от которой происходит большинство пороков. Исток трусости тоже лежит в гордыне. Не отдать свою жизнь за других значит ценить себя выше их. Нередко трус и сам этого не понимает. Он ведёт себя как животное. Но человек должен быть человеком. Нужно уметь смотреть на себя глазами разума, а не только чувства. Нужно уметь оценить себя. Человек с совестью оценит себя не выше других. Человек с волей не позволит страху затуманить разум. Человек с сердцем не испытает сомнений, умереть ли за других.

 

15

Не признавать действительного превосходства над собой другого человека — один из видов гордыни. Следствием этого становится несправедливость. Отбрось гордыню и будь справедлив. Если чужое превосходство существует — признай его. Прими то, что есть. Если есть необходимость, подчинись другому в том, в чём он более сведущ и искусен, чем ты. Это не унижение, а естественный порядок вещей. Всегда кто-то в чём-то впереди другого; и идти за тем, кто может указать дорогу, не унизительно. Унизительно совершать при этом недостойные поступки.

 

16

У всех людей одно Великое Долженствование. Сколько людей, столько путей; но все эти пути сливаются в один путь, — подобно тому, как ручьи сливаются в реку. Необходимо помнить о том, что все пути сходятся. Это должно быть одной из основ жизни. Разделение людей временно. Они произошли из одного и возвратятся в одно. Нынешнее разделение не так глубоко, как кажется. Об этом нельзя забывать. Если присмотреться, то в глазах любого человека можно увидеть отражение своей души. Не будь слепым.

 

17

Подлинно злых людей не существует. Мир реален, и реальность — это жизнь. Уход от реальности есть уход в смерть. Зло иллюзорно. Уход в эту иллюзию убивает. Ушедший в неё сеет вокруг себя смерть. Раньше всего он убивает себя. Он принимает в себя иллюзию зла и становится не таким, каков он есть на самом деле. Так он умирает. Жизнь его становится не настоящей: она подобна страшному сну, который вместе с ним видят и другие. Реальность зла есть кошмарное сновидение. Не будь спящим в мире спящих. Проснись, — ведь спящий не исполняет своего долга. Помни, что зло в людях иллюзорно; реальны лишь горестные последствия действий тех, кто променял жизнь на иллюзию. Злобствующий спит, ненавидящий спит, презирающий спит. Во сне они не видят себя и не осознают себя, и потому от них можно ожидать чего угодно. Быть таким недостойно человека.

 

18

Кто не спит, тот способен владеть собой. Кто способен владеть собой, тот сможет сражаться без ненависти. Не ищи себе врага. Он тебе не нужен. Не на идее врага держится мир. Просто сражайся. У тебя хватит трудностей и без врага. Если кто-то скажет тебе, что вы с ним враги, — не верь. Он заблуждается. Не допусти, чтобы его иллюзия управляла твоей жизнью. Он не должен посеять в тебе семена ненависти. Будь стеной, от которой они отскочат. Верь не иллюзии, а реальности. Реальность же такова: зла в людях не существует, ненависти не существует, вражды не существует. Напиши это на своём сердце. Напиши и позволяй читать другим.

 

19

Мир задавлен иллюзиями. В этом виноваты люди. Они признают несуществующее существующим, предпочитают иллюзорную жизнь подлинной. Это нужно исправить. Вот дело, достойное воина и человека. Один человек не изменит мир, если не будет стараться. Если тебе скажут, что ничего поделать нельзя, это будет неправда. Человек сделал мир хуже, человек же сделает его лучше. Если не верить в это, жизнь не будет иметь смысла.

 

20

Гору не сдвинет тот, кто поленится хорошо в неё упереться. Это значит, что ты сможешь изменить мир, если будешь последователен в этом намерении и усерден. Эту мысль держи в голове всегда. Помни это твёрже, чем своё имя. Тогда ты будешь подобен кулаку, прошибающему землю насквозь. Тогда ничто тебя не остановит, — никакие трудности, никакое препятствие. И помни, что в каждом человеке скрывается такая же сила. Но она — из тех сил, которым для течения нужно определённое направление. Вспять она не течёт. Если ты не заботишься о благе мира, этой силы тебе не обрести. Трусливому не обрести её тоже. Поэтому изгоняй из себя страх. Страх — обман: для него нет опоры в реальности. Перед осознанием необходимости он — пыль, которую можно смахнуть одним движением руки.

 

21

Кто желает многого для себя, тому приходится заниматься только собой. На других ни времени, ни сил не остаётся. Воином так не станешь. Воин, гонящийся за удобствами и таскающий на себе лишнюю поклажу, — не воин. Это надо осознать. На самом деле человеку нужно немного. Поэтому надо уметь отказываться от того, без чего можно обойтись. Неумение этого делает человека слабым. В сражении он думает не о том. Путь ему не под силу; Великое Долженствование пугает его. Он стоит на месте. Он мёртв. Это глупость — стараться жить лучше, оставляя без внимания сам смысл жизни. Это поистине нелепо. Надо так: сперва — смысл, а после, если среди трудов будут оставаться время и силы, — всё остальное. Тогда в сражении ты будешь смотреть и думать правильно.

 

22

Всегда будь готов утратить то, что имеешь. Истины не утратишь, Великого Долженствования не утратишь, разума не утратишь, совести не утратишь, силы воли не утратишь, подлинной свободы не утратишь, любви не утратишь. Значит, не утратишь и себя. Всё остальное преходяще. Без него можно обойтись. Помни: чем меньше тебе надо, тем меньше у тебя слабых мест. Для воина это важно.

 

23

В своих потребностях соблюдай меру. Так, в пути незачем тащить на себе мешок разносолов. Достаточно иметь три куска хлеба: один — чтобы поесть в ближайший раз, другой — про запас, третий — чтобы при случае отдать его тому, кому нечего есть. Береги силы: не трать их на погоню за излишним. Береги время: не трать его на отдых больше, чем нужно. Излишний отдых — это уже безделье. Бездельник не живёт. Лучше ошибаться, чем бездельничать. Лучше идти не туда, чем стоять на месте. Лучше получать удары, чем смотреть на справедливую битву со стороны. Лучше утратить нужное, чем гоняться за ненужным. Жизнь — битва; а в битве надо знать меру каждого движения. Кто этого не умеет, тот проиграл.

 

24

Воин должен быть готов погибнуть. Он не должен бояться смерти. О ней нужно помнить, — но без страха. Тем более, что в конечном счёте её не избежать. Поэтому приучай себя к мысли о смерти. Живи на краю своей открытой могилы. Может быть, ты ляжешь в неё через много лет, а может — сегодня. Поэтому во всякий час будь готов к этому. Старайся не оставлять после себя грязи. Будь человеком. Мир после тебя должен остаться чище, а не грязнее. Иначе ты жил напрасно.

 

25

Никому не избежать ошибок. Идеальных людей нет. Поэтому каждый неизбежно оставляет за собой грязные следы. Но постарайся, чтобы их было поменьше. Это возможно. Не оставляй их намеренно; не позволяй себе оставлять их. Их будет достаточно и без того. Но это не одно и то же, — оставить после себя несколько случайных следов или море грязи, в которой ты плескался сознательно. Старайся не допускать ошибок. Прожить без них невозможно; но если не стараться прожить без них, то их не станет меньше. Если ты позволяешь себе ошибаться, даже изредка, делая себе поблажки, значит, ты не осознаёшь себя воином. Это нельзя назвать старанием жить достойно. Здесь не может быть поблажек. Меч с изъяном в ковке — негодный меч, сосуд с дырой — негодный сосуд, пища с добавлением грязи — негодная пища. Дело тут не в поступке, а в тебе. Я говорю о совести. Её не пятнает непредумышленная ошибка; но послаблений она не знает. От них она гниёт. Помни об этом.

 

26

Совершённую ошибку исправить невозможно. Что сделано, то сделано. Нельзя вернуться во вчерашний день и сделать разорванную одежду целой. Её можно починить, — но след останется всё равно. Нельзя стереть из реальности и из памяти то, что произошло. Но можно в следующий раз сделать иначе. Пустая трата сил — пытаться исправить то, чего не исправить. И не беги от того, что сделал. Осознай его, осмысли, прочувствуй, наешься этой горечи. Если виноват в чём-то, то виноват. Так теперь останется навсегда. Это — ты; а от себя не убежишь. Не беги от горечи, — но и не давай себе захлебнуться ею. Помни о своих ошибках, — но не живи ими. Живи тем добрым, что ты можешь сделать.

 

27

Опасайся ошибок так, как опасался бы поранить лицо, пробираясь через густые заросли. Можно пораниться и даже покалечиться, — но это не значит, что не надо идти вперёд. Жизнь опасна, путь опасен. Эти заросли не обойдёшь и не вырубишь. Но остановиться — значит не жить. Поэтому наберись мужества и иди. И лучше пораниться идя к достойной цели, чем блуждая без толку.

 

28

Ты идёшь, и ты не пройдёшь своего пути без боли. Только неразумный надеется на это. И пытаясь избежать боли он получит от жизни много болезненных ран. Не будь таким. Не ищи боли: зачем она тебе? Но если она есть — претерпи её достойно. Не беги от одного острого камня по другим острым камням. Это глупо. Сожми зубы и иди, куда шёл. Если бегать от боли, то не получится пройти по избранному пути. Пути без боли не бывает. Ошибка — это тоже боль. А если нет, то у тебя нет совести. Труд — это тоже боль. Но без труда не сделаешь ничего. Битва — это тоже боль. Но сражений без ран не бывает. И чужая боль — это тоже твоя боль. А если нет, то у тебя нет сердца.

 

29

Если тебе плохо — прими это. Человеку всегда отчего-то да плохо. Не плохо только трупу. Когда можешь что-то исправить достойным способом — сделай это; если не можешь — терпи. Бывают ситуации, когда поделать ничего нельзя. Но не ошибись. Не прими за безысходность свой страх, свою лень или своё неразумие. Если исправлять ситуацию опасно или трудно, это не значит, что исправить её нельзя или что этого делать не нужно. Если можно сделать что-нибудь — не смиряйся. Привыкнув смиряться, станешь слабым. Став слабым, не сможешь быть воином. Не научившись терпеть того, чего нельзя исправить, тоже не сможешь быть воином. Умей различать одно и другое.

 

30

Воин, бывает, проигрывает битвы, — но он не отказывается от борьбы. Он — воин. Жизнь — борьба. Отказавшийся от борьбы не живёт. Поэтому борись. Принцип таков: быть воином или не быть вовсе. Таков человек, и никто этого не изменит. Если бы миру было нужно не это, тогда вместо людей его населяли бы какие-нибудь другие существа.

 

31

Надо уметь принимать то, что есть. Кто не умеет этого, тот слаб. Очутившись посреди безводной пустыни, он будет злиться и говорить себе: «Отчего я не на берегу реки?». Оказавшись в беде, он потеряет спокойствие духа и будет кричать: «Почему я, а не кто-нибудь другой?». Это — недостойное поведение. Оно уродливо и бессмысленно. Если тебе плохо, не допускай такого малодушия. Осознай данность и делай своё дело. Даже если ты не можешь оставаться спокойным внутри, всё равно сдерживай себя. Бессмыслица ещё никого не выручала из беды. Когда нужно быть сильным, нельзя растрачивать себя на малодушные сетования. Собери себя в кулак и борись.

 

32

Боль, которая приходит изнутри, неизмеримо сильнее той боли, которая терзает тело. Боль души — главная мука каждого человека. Она вернее всего ломает людей, вернее всего сводит их с ума. Учись бороться с ней. Пока для неё есть причина, одолеть её нельзя. Но часто ничего нельзя поделать и с причиной. Поэтому бороться с болью души значит уметь переносить её. Надо не позволять ей захлестнуть твой рассудок и парализовать твою волю. Это непросто. Но надо этому учиться. Твоя боль — часть тебя; но эта часть не должна брать верх над целым. Помни о том, что ты принадлежишь миру и людям. Не позволяй своей боли распоряжаться тем, что больше тебя. Это значит, не позволяй ей управлять твоей волей, труд которой выходит за границы тебя. Боль не должна помешать тебе исполнять свой долг.

 

33

Долг — это долг. Он вне сомнений. Сомневаться в нём можно до того, как взял его на себя. Потом сомнений быть не должно. Отдай своему долженствованию всего себя. О том, сможешь ли его исполнить, тоже надо думать до. Когда принял его, тогда пути назад или в сторону уже нет. Трудность и опасность исполнения долга не отменяют его. Если для того, чтобы исполнить его, надо пойти в огонь, — иди. Таков принцип. Изменить его ты не можешь. Отказавшись от исполнения своего долга, ты откажешься от себя. Так ты убьёшь себя вернее, чем тебя убил бы огонь. От человека останется пустая оболочка. На что годится тот, кто неспособен исполнить свой долг? Кто он? Он никто. Он не может ничего. Таких воинов не бывает.

 

34

У всех одно Великое Долженствование. Это тот долг, ради исполнения которого живёт человеческий род. Ради него все мы — воины. Кроме него у каждого человека может быть ещё и личное долженствование. Великое Долженствование даётся с рождением. Личное долженствование человек выбирает сам. В нём воплощаются ум, душа и воля личности. Нельзя, чтобы два долга противоречили друг другу. Понимающий человек не возьмёт на себя долга, противного Великому Долженствованию. Но если с кем-то случилось это, тогда ему следует исполнять личное долженствование. Это нужно для того, чтобы остаться собой. От меньшего к большему. Кто не способен исполнить личное долженствование, тот не сумеет следовать и Великому Долженствованию. Надо уметь жить так, чтобы два долженствования не противоречили. Надо так: сначала — большее, а меньшее должно выверяться по нему. Может показаться, что это не особенно трудно. Но на самом деле жить так — непростое искусство.

 

35

У тебя есть всё, что тебе нужно. Оно в тебе. Природа дала тебе всё для того, чтобы ты мог быть тем, кем ты должен быть. Никогда не забывай об этом. У тебя есть в достатке и воля, и силы, и храбрость, и всё прочее, что необходимо человеку и воину. Ты таким создан. Поэтому не оправдывай своей слабости недостатком того или другого. Это будет ложью. Если ты слаб, значит, ты не хочешь быть сильным. Признайся себе в этом. Такая слабость позорна. Но это — ещё не конец. Путь есть путь. Ты должен идти вперёд. Ты должен учиться быть таким, каким необходимо быть воину. Самообман — это одна из сторон слабости духа; и эта слабость тоже мнимая. Её можно преодолеть.

 

36

Живя, человек учится. Он познаёт мир и себя. Он учится бороться с проблемами мира и учится бороться с проблемами в себе. Настоящими воинами становятся не сразу. Надо учиться быть воином. Надо ковать себя, как меч. Поэтому не опускай рук от осознания того, что ты не так хорош, как мог бы быть. Для того, чтобы выковать, закалить, отшлифовать и хорошо наточить клинок, нужно время. Всё делается постепенно. Таков естественный порядок вещей. Но нельзя терять времени зря. Поленившись ковать меч сегодня, ты не выкуешь его никогда.

 

37

Школа жизни сурова. Школа воина ещё суровее. Если тебе тяжело, то так и должно быть. Принимай это спокойно. Телу и душе достаются болезненные удары, — терпи. Иначе не бывает. Есть немало таких, которые, скуля, мечутся взад и вперёд, стремясь избежать ударов. Но это им не удастся. И в придачу к боли ударов они получают мучения страха и терзания досады. Они виноваты в этом сами. Это от недостатка мужества.

 

38

Если тебе не больно, то это продлится недолго. Когда ты вступишь в бой, тебе опять будет больно. А если ты не вступишь в бой, тебе будет больно от чего-нибудь другого. Живому человеку всегда больно, — ведь он живой человек. Это надо понять, и к этому надо привыкнуть. Пойми, что тебе больно оттого, что ты — живой человек. Вот важный урок. Кто его усвоил, тот многому научился.

 

39

Больно живому. Это значит, что причина твоей боли — само твоё существование. Причина — в том, что ты живёшь. Но человек — нечто большее, чем тело. Поэтому от боли не избавишься убив себя. Будут отдельно — труп, которому не больно, и отдельно — ты, которому больно по-прежнему. От страданий не спрячешься в смерти. Сделать это пытается тот, кому всё кажется слишком простым. На самом деле твои страдания — это по большей части отражения страданий людей и мира. И так с каждым. Страдания живущих бесконечно отражаются друг в друге, — словно бы зеркала перебрасываются отражениями, каждое из них превращая в тысячу новых. Поэтому бесполезно стараться избавить от страданий только себя одного. Ничего не получится. Человек не таков, чтобы можно было этого достичь. Он устроен иначе и предназначен для иного.

 

40

Если младенец, едва родившись, падает на землю, усыпанную острыми камнями, ему больно. Мы все таковы. Нельзя не страдать, родившись в мире боли. Именно поэтому причина наших страданий — в том, что мы живём. Именно поэтому от страданий нельзя убежать. Это значит, что надо избавить от страданий мир. А это не получится, если люди не станут лучше. Значит, надо помочь им стать лучше. Тогда зла и боли в мире станет меньше; и со временем и люди, и мир станут совершеннее. Вот к чему нужно стремиться. Это и есть Великое Долженствование.

 

41

Запомни: единственный верный способ избавиться от боли — это избавить от боли других. Кто скажет, что это не так, тот слеп. Его ослепила боль. Он думает, что человек рождается для того, чтобы отрастить себе толстую шкуру. Так он рассчитывает не обжигаться о горящие повсюду костры страданий. А я скажу, что лучше загасить эти костры. Это очень трудно, — но возможно. Путь единоличного избавления кажется более лёгким, — но он невозможен. Он только умножает страдания. Он взращивает в человеке гордыню, а вслед за ней — ненависть. Этот путь не ведёт никуда. Он только умножает в мире дурное. Нельзя загасить один костёр страданий, разжигая другие.

 

42

Если ты знаешь цель, то тебе уже намного легче. Успокойся; осознай себя по отношению к цели. Потом действуй. Лишнее брось; оставь при себе только самое необходимое. Надежду на отдых спрячь подальше. Осознай, что ты находишься посреди битвы. Осознай, что ты родился для того, чтобы сражаться. Изгони из себя ненависть и гордыню. Перед тобой такие же, как ты. Пойми, что ты сражаешься не с ними. Твой противник — то, что гнетёт и пожирает их. Твой противник — то, что их убивает: их сон и иллюзия зла. Пойми это. Тогда ты сможешь сражаться как следует.

 

43

Будь терпелив. Нетерпеливый человек — сам себе враг. Он подтачивает себя, как жук дерево. У нетерпеливого вся душа в укусах. И когда он берёт меч, его руки трясутся. Из него плохой воин. Надо быть терпеливым, чтобы через град болезненных ударов дойти к победе. И чтобы правильно сделать трудное дело, тоже надо иметь терпение, — чтобы не бросить его или не совершить неверного шага. Терпение закалит меч твоей воли. И для исполнения Великого Долженствования необходимо великое терпение. Тот, кто считает, что мир исправить нельзя, слеп. Тот, кто считает, что мир можно исправить быстро, едва ли умён. Мир можно исправить, и это — дело великого труда, многих лет и не одного поколения воинов. Это так, и с этим надо смириться. Окончательного итога своей борьбы ты в нынешней жизни не увидишь. Для нетерпеливого это подобно смерти. Поэтому учись терпению.

 

44

За тобой идут другие. Если тебе удастся сделать хотя бы даже самую малость доброго, им будет уже немного легче, и они будут иметь возможность сделать больше. Идущим за ними будет ещё чуть легче. Так изменяется мир. Чтобы изменить его иначе, нужно чудо. Но воин не ждёт чудес. Он создаёт новый мир сам. Трудясь, борясь, погибая ради того, чтобы дать другим возможность сделать больше, он совершает нечто большее, чем чудо. Это так, потому что он — человек.

 

45

Всегда поступай как воин. Помни, что всё происходящее с тобой есть шаги по пути воина. Не совершай ненужных поступков. Не стремись к тому, что тебе не нужно. Уясни себе потребности воина. Ничего не бойся. Однако же не рискуй, когда риск не оправдан. Не ищи покоя, — но будь спокоен. Спокойствие воину необходимо. Оно просветляет разум и предотвращает ошибки. Побеждай спокойно, и спокойно погибай, если нужно. В любой ситуации держи себя в руках. Даже если от боли текут слёзы, не позволяй своему рассудку утонуть в них. Иди, куда идёшь. Исполняй свой долг. Если на пути гора, и её нельзя обойти, не бойся упереться в неё плечом. Хоть немного, да сдвинешь. Не обращай внимания на насмешки. Не верь, если кто скажет, что ты живёшь неправильно. Воин так не скажет, а не воин не может судить о пути воина. Помни, кто ты и зачем существуешь, — ведь из этого проистекает всё остальное.

 

46

Твоя победа — это победа общего дела всех людей. Множество воинов сражаются ради неё, — и однажды она будет достигнута. Поэтому запомни: ты не можешь проиграть. Даже если сегодня ты в чём-то потерпел поражение, это ничего не значит. Извлеки из этой ситуации опыт и продолжай бороться. Всё равно твоё дело победит. Это значит, что ты уже победил. Если ты погибаешь, то ты умираешь победителем.

 

47

Ты не один. Ты не сам по себе. Ты и другие воины, все вместе вы — один Великий Воин, исполняющий Великое Долженствование. Поэтому ты сильнее, чем можешь предположить. Поэтому с твоей смертью борьба не закончится. Поэтому твоё дело всё равно победит. Никогда не забывай об этом.

 

48

Сила других воинов принадлежит тебе. Вас соединяет общее дело. Вы — как цветы на разных ветвях одного дерева. Вас питают одни соки. Сила течёт по особым токам от каждого к каждому. Умей ею воспользоваться. Это возможно. И в самом тебе силы больше, чем кажется. Её дала тебе Природа. Природа достаточно снарядила тебя для того, чтобы быть воином. Это значит, что слабости не существует. Она — такая же иллюзия, как зло, и такая же нелепость, как страх. Но многие дают этой иллюзии возможность свить гнездо в их душах. Этого нельзя допускать. Кто хочет быть сильным, тот будет сильным. Сила придёт к нему. Не давай себе срока на то, чтобы стать сильным. Это признак слабости. Сильным надо быть здесь и сейчас. Воин есть воин.

 

49

Воин живёт как воин. Это значит, что чужие правила — не для тебя. Живи так, как надо, а не так, как требуют от тебя не-воины. Не позволяй их желаниям и их сомнениям руководить тобой. Не выходи за рамки должного. Если попадёшь в круг бездельников — продолжай свои труды. В кругу лжецов не лги. Если все осуждают нечто, что тебе представляется верным, — встань на его защиту. Если все пятятся назад, ты продолжай идти вперёд. Если для того, чтобы уважить кого-то, следует совершить глупый или недостойный поступок, откажись совершить его. Не бойся осуждения. Будь воином, а не шутом шутов. Не следуй обычаям, противоречащим твоему пути. Никогда не бойся вступить в борьбу: на то ты и воин. Если на город надвигается гора — встань на её пути. Это — поступок, достойный воина, и он не будет напрасным.

 

50

Ты — обычный человек. Воин — не диковинка, не редкостный зверь. Это естественное состояние человека. Поэтому не думай, что воин должен как-то по-особому выглядеть. Воин — это состояние души и ума. Можно быть мужчиной или женщиной, иметь самый обычный облик, — и при этом быть воином. Но необходимо воспитывать себя. Облик воина может быть любым, — но поступки его должны быть поступками воина.

 

51

Нужно быть скромным в своих потребностях. Ничего лишнего. Нужно быть внимательным, рассудительным и твёрдым. Решения должны быть обдуманными, слова — значащими. Обещания должны выполняться. Давай их осторожно, будучи уверенным, что они не толкнут тебя на недостойные поступки. Но если обещал что-то — выполняй в любом случае. Отвечай за свои слова. Никогда не лги. Даже животные не лгут. Не будь хуже животного. Всячески спасать себя — значит действовать в соответствии с инстинктом самосохранения. Это свойственно животным. И это значит, что поступать по совести, даже вопреки этому инстинкту, есть более высокая ступень развития. Трусливо бежать, обманывать и предавать ради самосохранения — это всего лишь высшая ступень проявления животного инстинкта в человеке. Преодолеть это, всегда поступать по долженствованию, — это следующая ступень, переход от животного к человеческому. Нужно осмысленно избрать цель. Потом нужно следовать избранному, не давая над собой власти животным повадкам. Так поступает человек.

 

52

Жизнь нужна для того, чтобы стремиться к достойной цели. Сохранение своей жизни не может быть такой целью, потому что жизнь не даётся сама ради себя. Это было бы бессмысленно. Надо видеть цель. Надо стремиться к ней. Тогда жизнь будет иметь смысл. Нельзя из страха сворачивать с пути. Нельзя сохранять жизнь ценой отказа от цели. Тогда смерть будет иметь смысл.

 

53

Всё просто. Ты видишь цель и идёшь к ней. Всё очень просто. Пойми это. Избери достойную цель и не допускай, чтобы тебя запятнали недостойные методы её достижения. Они убьют её. Ты достигнешь не того, к чему стремился. Поэтому иди только достойным путём. Когда перед тобой выбор — не сомневайся. Если по дурному пути к цели идти один день, а по достойному — тысячу лет, не колеблясь выбирай достойный путь. В конце другого пути нет твоей цели. Там похожая на неё обманка. На самом деле у воина не может быть выбора. Его выбор уже сделан. Он всегда знает, куда ему идти и как поступить. У него один путь. Хороший воин не замечает развилок.

 

54

Чем выше цель, тем более оправданны жизнь и смерть идущего. Высшая цель — Великое Долженствование. Это то, для чего существуют люди. Всё прочее доброе и достойное совершается в пути к этой цели. Прочие добрые цели — это меньшие потоки в потоке Великого Долженствования. Двигаясь в любом из них, ты движешься к их общей цели. Это надо помнить и осознавать всегда. Иначе легко сбиться с пути и из потока чистой воды незаметно для себя перебраться в поток грязи. Надо жить так, чтобы в самом малом твоём деле заключался смысл великой цели. Тогда в твоей жизни не будет мелочей. Тогда страдания за одно слово или за одно движение не будут напрасными. Тогда каждый твой вдох будет осмысленным.

 

55

Будь как стрела, летящая к цели сквозь огонь. Долетит — хорошо; сгорит по пути — значит, сгорит не зря. Вот так надо жить. Стрела не сворачивает с пути, и не останавливается перед стеной огня, и не останавливается перед скалой, хотя и знает, что ударившись об неё разлетится на куски. Не будь хуже вещи. Ты — человек. Быть сильнее животного и вещи — это самое малое, что ты должен делать и что ты можешь делать для того, чтобы оставаться человеком.

 

56

Больше всего заботиться о себе — вот исток эгоизма. Такой человек имеет мало шансов остаться достойным человеком. К тому же, это делает его слабым. Он начинает бояться. Он живёт в постоянном страхе. А от этого загнивает душа и ум становится одноглазым. Страх за других, — только он не позорит воина. Но и опасения за других не должны толкать его на недостойные поступки. Нельзя сделать хорошее через дурное. Добрый результат будет мнимым. На самом деле ничего доброго не получится. Но когда это станет очевидным, уже ничего нельзя будет исправить. Из недостойного не может произрасти достойное. Только тот, кто не хочет думать, не поймёт этого.

 

57

Отказаться от ошибочного или дурного намерения не есть признак слабости. Человек несовершенен. Он не знает всего досконально, и может ошибаться. Из страха отказаться от того, что считаешь правильным, — вот слабость. Придерживаться неправильного из упрямства глупо, безответственно и недостойно. Только данное слово оправдывает такой поступок. Тогда это не упрямство, а долг. Его надо исполнить. Если тот, кому ты дал слово, не освободил тебя от него, — исполняй. Иначе нельзя. Поэтому будь осмотрителен в обещаниях. Не загони себя в ловушку. Лучше всего безо всяких обещаний делать то, что считаешь правильным. Тебе незачем тащить себя по своему пути силой. Просто иди.

 

58

Учись всю жизнь. Чем больше ты узнаёшь и понимаешь, тем вернее становится твой путь. Не хотят учиться гордец, ленивец, равнодушный и дурак. Из них воинов не получится. Чтобы знать, как лучше, надо знать больше. Чтобы уметь, надо знать. Учись всегда. Учись даже за минуту до смерти. Без учения не бывает хорошего воина. Идя на смерть, учись жизни. Видя вонзающийся в твоё тело клинок, учись чувствовать. Умирая, учись правильному отношению к смерти. Не упускай возможности научиться чему-то достойному.

 

59

Если будешь мало знать, не поймёшь Великого Долженствования. Нельзя делать выбор вслепую. Нужно понимать, что ты выбираешь. Нельзя идти вслепую: пропадёшь зря. Надо различать добро и зло. Они часто смешиваются: поэтому необходимо уметь различать оттенки. Этому надо учиться. Надо учиться видеть людей. Надо учиться видеть себя.

 

60

Воину нет необходимости быть жестоким. Нужно быть твёрдым в своём пути. Утёс не жесток, — но морские волны разбиваются о его твердь. Надо быть таким, как он. Если кто-то разобьётся о твою решимость и твою волю, то потому, что он сам этого хотел. Воин должен уметь устоять перед напором целого океана. И ему незачем ненавидеть океан. Он должен просто делать своё дело. Это — основа борьбы. В этом состоит первое умение воина: устоять. Если умеешь устоять, то и путь преодолеешь, и умрёшь достойно. Устоял — значит победишь. Для того, чтобы устоять, не нужно ни ненависти, ни жестокости. Однако бывает нужна жёсткость. Мягкотелого и слабовольного непременно столкнут с пути. Но жёсткость должна проистекать не из ненависти и вражды, а из понимания необходимости. Жёсткость иногда похожа на жестокость. Будь осторожен. Не переступай грани.

 

61

Кто движим ненавистью, тот не воин. Настоящий воин движим любовью. Он сражается не против чего-то, а за что-то. Он не завоёвывает, а защищает. Нельзя сражаться ради мира и людей, если не любить их. Основа Великого Долженствования — любовь. Помни об этом, — иначе превратишься во взбесившегося зверя. Ненависть несёт разрушение. Не допускай её в своё сердце. Она разрушит его. А любовь даст силы устоять против чего угодно. Умение любить важнее искусства боя. Если нет любви, искусству боя не на что опереться. Тогда оно подобно крепости, строящейся на зыбучих песках. Ты живёшь ради того, что любишь. Ради этого ты борешься. А если нет, то ничто не имеет смысла. Любовь — пища жизни. Нет пищи — нет сил. Нет сил — нет борьбы. Нет борьбы — нет смысла существовать. Поэтому в основе всего лежит любовь. Ради неё был создан человек.

 

62

Воин не должен быть подобен листку, несомому ветром. У него есть кодекс, по которому он живёт. Этот кодекс состоит из знания, совести и любви. Отсюда проистекают сила, храбрость, упорство, твёрдость, терпеливость, внимательность, доброта, бережность, честность, верность, трудолюбие, скромность и прочие добрые качества. Из этого естественного кодекса проистекает смысл жизни. Этот кодекс — исток и основа для мотиваций и поступков. Всё прочее ложно. Из ложного проистекают ненависть, жестокость, эгоизм, гордыня, алчность, невоздержанность, трусость, слабоволие, леность, цинизм и прочие недуги души. В естественном кодексе воплощаются ум, душа и сердце воина. Это — человеческая сущность. Это — подлинная основа нашей жизни.

 

63

Человек един с миром, в котором он живёт. Это значит, что весь мир есть ты. Мир принадлежит тебе. Завоёвывать нечего. Поэтому воин не завоёвывает, а защищает и улучшает. Именно таково его дело. Тот, кто стремится завоёвывать, понемногу перестаёт быть человеком. Он превращается в чудовище, пожирающее людей. Не стремись быть завоевателем. Воину и без этого найдётся, за что сражаться и умереть.

 

64

Ничего нельзя сделать хорошо без дисциплины. Каждый не может быть самым толковым и сведущим: поэтому надо уметь подчиняться тем, кто знает и умеет больше. Единение — огромная сила. Но его не может быть там, где каждый хочет играть только свою мелодию. Если ты действуешь не в одиночку — соблюдай дисциплину. Это необходимо. Кто не умеет научиться этому, тот внутренне слаб перед своими страстями. Он ненадёжен. Он негодный воин. Он — источник беспокойства и опасность для своих же. На такого нельзя положиться.

 

65

Самодисциплина — основа дисциплины в сообществе. Она — краеугольный камень поступков воина. Будь он не один или один, без самодисциплины он может мало или ничего. Она взращивает отвагу, терпение, осторожность, умеренность, упорство, спокойствие. Воспитывай её в себе. Упражняйся в самодисциплине. Это тяжело. Может быть плохо, больно, мучительно, — терпи и упражняйся. Человек, овладевший самодисциплиной и самоконтролем, уже наполовину воин. Об него тупятся мечи. Плохой, но дисциплинированный человек бывает приятнее хорошего, но недисциплинированного. Воину без самодисциплины нельзя. Без неё он жалок. Без неё он похож на дырявый мешок с соломой. Без неё он не сгодится даже на подпорку для забора, а не то что для сражения. Помни об этом.

 

66

Сущность пути воина состоит в том, чтобы жить и умереть ради достойной цели. Это — самая суть. Её надо осознать. И надо осознать, что человек рождается для того, чтобы быть воином. Жить иначе — значит жить неправильно. Больше всего заботиться о себе — значит променять весь мир на кусок медленно протухающего мяса. Достойная цель — это стремление защитить, помочь, исправить, сделать лучше людей и мир. Ради такого дела имеет смысл существовать.

     Здесь можно ознакомиться с различными текстами и информационными материалами, относящимися к Учению.

Подкатегории