germes.jpg

ВОЗРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРМЕСА

 

     Если заняться исследованием общественного мнения на тему «Какой вопрос является для человека самым важным и насущным?», то большинство опрошенных, вероятно, отдаст свои голоса вопросу «Как выжить?». На первый взгляд, это правомерно. Но только на первый взгляд. Действительно, выжить — первостепенная задача в ситуации, когда жизни угрожает непосредственная опасность. Однако наша повседневная жизнь отнюдь не состоит из таких опасностей. И наряду с размышлениями о том, как обеспечить своё выживание в будущем, каждому из нас (возможно, за редчайшими исключениями) приходит в голову и другой вопрос: «Зачем я живу? В чём смысл жизни человека вообще? Для чего существует человеческий род?». И вот эти-то вопросы и составляют один, самый важный вопрос: вопрос мотивации существования человека и человечества. Иначе говоря, вопрос смысла жизни.
     Проблема смысла существования человека как вида и каждого индивидуума в отдельности действительно является основной. Ведь для того, чтобы стремиться к выживанию, нужна мотивация. Казалось бы, это не так, — тем более, что в опасных ситуациях необходимость выживания далеко не всегда мотивируется ясно и конкретно, но зато инстинкт выживания, не нуждающийся в мотивациях, работает всегда. Однако же человек — не животное, и в своих поступках кроме инстинктов он должен руководствоваться осознанными мотивациями. Да и у инстинкта тоже есть свои основания. Иначе говоря, если Природа наделила человека инстинктом выживания, то это означает, что человек ей нужен. И тут снова возникает вопрос: для чего?
     Для чего мы существуем? Человечество издавна задаётся этим вопросом. Многочисленные варианты ответа на него были предложены различными религиозными, философскими, этическими и научными мировоззренческими системами. Но ответ на столь серьёзный вопрос не может быть дан в отрыве от ответов на ряд других вопросов: как устроена Вселенная, какими основными принципами определяются закономерности происходящих в ней процессов, какова цель существования Мироздания, и тому подобных. Иначе говоря, не имея представления о системе невозможно и определить место в ней и функцию некоторого её элемента. Поэтому познание человека неразрывно связано с познанием окружающего мира.
     Очевидно, что в Природе нет ничего бессмысленного. Каждая её частица находится на своём месте и имеет своё предназначение. И столь же очевидно то, что чем большие возможности имеет частица, тем важнее и значимее её функции и роль в жизни и развитии Мироздания. Так какова же роль человека, — существа, обладающего активным разумом и развитым интеллектом, творческими способностями и чувством прекрасного, мощной силой воли и способностью испытывать широчайший спектр самых разнообразных чувств и эмоций? Поистине, он — существо неординарное, и роль его в судьбе Мироздания тоже должна быть неординарной. Исходя из перечисленных выше его качеств, нетрудно придти к выводу, что функции человека — это познание и созидание. Причём и то, и другое — в широких масштабах, соответственно его способностям.
     Готовя человека к познавательному и созидательному труду, Природа вложила в него как инстинкт познания, так и тягу к творчеству и созиданию. И здесь одно напрямую зависит от другого: созидание невозможно без знаний. Следовательно, познание необходимо в первую очередь. И инстинкт работает. Люди всегда хотели знать, всегда стремились познавать. Инстинкт познания ведёт их к одной цели двумя параллельными путями: путём познания мира для понимания своего места и своей роли в нём, и путём познания мира согласно своему уже понятому и осознанному предназначению.
     Познание даёт человеку возможность увидеть принципы, по которым существует Мироздание. А созидание подразумевает определённые действия, гармоничные с этими принципами; в противном случае оно превращается в разрушение. Поэтому прежде всего человек должен созидать самого себя, вырабатывая в себе качества, необходимые для правильного, созидательного вершения во имя блага других людей, блага мира и Мироздания. Иначе говоря, как каждый конкретный человек, так и человек как вид идёт путём моральной эволюции. Такую возможность даёт ему активный разум. Природа наделила нас разумом — для познания, силой воли — для воспитания себя в верном ключе, и творческими способностями вкупе с трудолюбием — для созидания нашими умами и руками. Роль человека в Мироздании очень важна: он может сделать Мироздание лучше, совершеннее.
     Однако способность познавать имеет и оборотную сторону, — то есть способность заблуждаться. Это обусловлено одним из фундаментальных принципов эволюции, который заключается в том, что без вероятности худшего нет и вероятности лучшего. Поэтому в жизни человечества бывали периоды успешного продвижения по пути познания Истины (т.е. по пути накопления знаний об объективной реальности), и периоды, когда подлинные знания в своей подавляющей массе подменялись заблуждениями. Если знание Истины ведёт к благу, давая возможность созидать, то заблуждения ведут ко злу и разрушению, поскольку порождают дисгармонию в системах отношений «человек — человек», «человек — Природа» и «человечество — Природа». В худших своих формах такая дисгармония способна привести человечество к гибели. Это не только ужасно само по себе, но и способно серьёзно нарушить ход эволюции Мироздания, — ведь человечество, наряду с другими разумными расами Вселенной, играет в этой эволюции ключевую роль.
     Оно неоднократно сбивалось с пути познания и погрязало в заблуждениях, что могло рано или поздно привести к катастрофическим последствиям. И тогда происходило нечто, что давало процессу усугубления заблуждений «обратный ход», тем самым помогая роду людей вернуться на верный путь.
     Всякий предмет, явление или понятие наряду с физической или смысловой структурой имеет и энергетическую структуру. Оккультизм, знакомый с этим явлением, называет такие структуры «элементалами», а политеистические религии именуют их «богами» (хотя приходится отметить, что ни первый, ни вторые не имеют о них полностью верного представления). Элементалы являются разумными существами (хотя разумность их имеет несколько иной характер, чем разумность человека), контролирующими процессы, протекающие на энергетическом и физическом уровнях бытия. Среди прочих элементалов существует и элементал Мудрости. Это существо вселенских масштабов, хранящее в себе полную и достоверную информацию о происхождении Мироздания, его строении и законах, о его эволюции и цели его существования.
     Этот элементал известен людям как Тот, Один, Кецалькоатль, и ещё под целым рядом других имён; но в наше время он более всего известен как Гермес.
     Гермес — Бог Мудрости, хранитель абсолютных знаний и их распорядитель. Он — часть Природы, и он заботится о том, чтобы эволюция Мироздания протекала успешно. Поэтому в определённых ситуациях он может вмешиваться в процесс познания мира той или иной разумной расой, помогая ей преодолеть кризисную ситуацию, — когда масштаб подмены подлинных знаний заблуждениями становится угрожающим для самого её существования.
     Подобное имело место и в истории человечества, — причём происходило такое вмешательство не однажды. Когда Истина по каким-либо причинам оказывалась утраченной, а заблуждения усугублялись всё больше и больше, ввергая мир в бедствия, виновниками которых были люди, Гермес избирал одного из людей, способных понять и принять Истину, и передавал ему истинные знания о Мироздании. Человек, получивший такое откровение и ставший, таким образом, пророком Бога Мудрости, собирал вокруг себя верных последователей, которым сообщал Учение Гермеса, — истинное учение (т.е. учение, основанное на достоверной информации о Мироздании). Оно не распространялось широко «в чистом виде», поскольку человечеству всё же следовало самостоятельно идти путём познания; получение людьми знаний совсем без труда было нежелательным, так как могло помешать выработке ими в себе необходимых интеллектуальных, волевых и духовных качеств. Целью пророков и их последователей было распространение знаний косвенным, опосредованным путём, — через искусство, философию, этические учения и тому подобными методами. И хотя знания не передавались открыто, истинное учение всё же имело столь глубокое влияние на умы и души, что этого оказывалось достаточно для того, чтобы вернуть процесс познания Истины в прежнее русло. Заблуждения начинали постепенно уступать место объективным знаниям.
     В идеале, человечество однажды должно было придти к необходимому уровню познания и осознания Истины. Но по ряду причин этот уровень развития человечества как вида вновь и вновь оставался не достигнутым. Со временем Истина вновь оказывалась по большей части искажена и забыта, и умами опять завладевали заблуждения. Тогда происходило новое откровение Гермеса, и человечество вновь получало духовный импульс и новую возможность вернуться на верный путь и успешно пройти его до конца. Хотя заблуждения не могли тогда привести к быстрому и полному уничтожению человечеством себя, они всё же могли задержать его развитие настолько, что человеческий род мог бы попросту выродиться и исчезнуть, или быть исключённым из системы Природы ею же самой (по принципу избавления организма от болезни, угрожающей его нормальной жизнедеятельности), таким образом выпав и из всеобщего вселенского эволюционного процесса. Откровения Гермеса предотвращали такую опасность. Несмотря на периоды кризисов познания, человечество, пусть и чрезвычайно медленно, но всё же продвигалось по должному пути.
     Истинное учение снова и снова приходило в мир людей и, просуществовав некоторое время как чётко оформленная мировоззренческая система, вновь исчезало. Происходило это по различным причинам. В течение веков его элементы постепенно искажались; иногда прерывалась преемственность, поддерживавшаяся за счёт принятия в круг посвящённых новых адептов; иногда круг этот подвергался уничтожению, как нечто неугодное обществу, цепляющемуся за привычные заблуждения. Но если возникала необходимость, то истинное учение с помощью Бога Мудрости возрождалось в очередной раз.
     Даже через косвенное проповедование оно всегда находило дорогу к сердцам людей. Но, как уже было сказано, под влиянием времени и способности активного разума заблуждаться оно претерпевало искажения. Его элементы, проникшие в науку, философию, религию, этику, искусство, теряли в умах людей связь друг с другом, превратно толковались и получали неверное концептуальное развитие. Однако при этом они присутствовали во всём. Они были и остались.
     Учение Гермеса оказало колоссальное влияние на человечество и на весь ход его истории. Практически все религии включают в себя его элементы: одни в большей степени, другие в меньшей. То же самое можно сказать об оккультных учениях. У культуры и этики общие с ним основы, лежащие в области стремления к созиданию, восприятия прекрасного и следования естественным и благим природным принципам. Философия и наука связаны с ним самым неразрывным образом: ведь каждая крупица достоверных знаний, которой они располагают, в силу самой своей достоверности является частицей истинного учения. Кратко говоря, большая часть культурного, духовного и научного наследия человечества так или иначе связана с Учением Гермеса, а многое из этого наследия имеет его своим прямым истоком. Некоторые элементы Учения сохранились достаточно хорошо, другие искажены до полной неузнаваемости; но, так или иначе, оно вокруг нас и сегодня. Оно пришло из глубины времён и живёт, пронизывая собою все сферы человеческой деятельности.
     При этом оно продолжало оставаться одной из величайших загадок истории. Оно на слуху под именем герметизма, — но доподлинно о нём не известно почти ничего. Древняя тайна череды пророков оставалась надёжно хранимой самим временем. Лишь один из последних пророков (не раскрыв, впрочем, полностью самого учения) открыто провозгласил имя Хранителя Мудрости, — и в итоге был постепенно отождествлён молвою с Гермесом, и до сих пор фигурирует в преданиях как Гермес Трисмегист. Тайны герметизма занимали и занимают умы множества людей. К нему имели более или менее прямое отношение многие выдающиеся личности, — такие, например, как Пифагор и Парацельс, — а также некоторые известные организации. Но при этом до самого недавнего времени не был известен ни один подлинный герметический текст, открыто и ясно излагающий учение (так называемый «Герметический свод» имеет к подлинному Учению Гермеса весьма отдалённое отношение, являясь собранием текстов либо вовсе посторонних, либо несущих в себе лишь слабые и почти до неузнаваемости искажённые его отзвуки). Учение Гермеса можно обнаружить повсюду, — и в то же время оно продолжало оставаться таинственным, неуловимым и не известным в подлинном своём обличии.
     Так было ещё недавно.
     В течение своей научно-обозримой истории человечество преодолело немалый отрезок пути познания Истины. Несмотря на проблемы познавательного процесса, очевидны действительно крупные успехи и достижения в деле изучения и понимания окружающего мира. Но даже эти успехи имеют оборотную сторону. Современная цивилизация, избравшая техногенный путь развития, наносит громадный вред окружающей среде; познавая Природу, человечество губит её. Кроме того, новые знания находят и военное применение. Нетрудно заметить, что моральная эволюция человечества в последние века отнюдь не идёт в ногу с научным и военным прогрессом. При наличии такой тенденции дело принимает опасный оборот. Впервые за всю свою историю род людей оказался перед реальной угрозой самоуничтожения.
     По этой причине в наше время (90-е годы XX века) состоялось новое откровение Гермеса. После многовекового перерыва истинное учение вновь даровано людям. Нынешнее откровение является последним, — не только по времени, но и вообще в истории человеческого рода. Оно представляет собой средство, через которое Природа в лице Гермеса помогает людям исправить сложившуюся ситуацию до того, как эта ситуация погубит их. Это откровение во многом отличается от предыдущих. В силу обстоятельств оно содержит гораздо более обширную и подробную информацию, чем они; и информация эта впервые предназначается не узкому кругу адептов, а всем людям. Впервые истинное учение провозглашается открыто. Одна из величайших тайн истории перестаёт быть тайной. Однако это не означает, что теперь человечество полностью избавлено от труда познавания. Ему предстоит осознать Истину, прочувствовать её на собственном опыте, воспитать себя через неё. К тому же, сколь бы ни были важны знания, которые даёт Учение Гермеса, они всё же не исчерпывающи. На самом деле они являются только прочной основой, опираясь на которую человечество более уверенно и быстро пройдёт путь познания мира.
     Откровение (то есть общение Гермеса с его пророком) продолжается. В мире людей вновь — и теперь уже навсегда — основано Учение Гермеса, по его указанию получившее название «Учение Единого Храма». Сам Гермес в Учении носит имя Эмере.
     УЕХ — не религия; в нём нет поклонения чему-либо и нет института священнослужительства (вместо священников или жрецов в нём есть Учителя, передающие знания своим ученикам). Все частицы Природы — от простого камня до элементала-бога — воспринимаются как равноценные элементы единого живого организма, единой системы-Мироздания. Система эта сложна, и пока ещё мало доступна научному исследованию: методологический и технический арсенал современной науки недостаточно развит для этого. Однако в будущем это станет возможным, — и тогда тот факт, что мировоззрение УЕХ (кстати, не содержащее в себе элемента мистики) является объективным, получит научное подтверждение.
     Последнее откровение было получено совсем недавно, — поэтому можно констатировать, что Учение пока ещё переживает период становления. Можно сказать, всё ещё только начинается. Но в то же время фактически история Учения охватывает десятки тысяч лет. За это время к нему принадлежали тысячи людей, которыми был накоплен громадный опыт и потенциал мощи. Всё это не исчезло, но продолжает работать на Учение здесь и сейчас. Многие из прежних его последователей до сих пор имеют возможность вносить свой вклад в его дело: они действуют из мира энергии (больше известного как «астрал»), где пребывают в период между своей предыдущей и следующей жизнью в физическом теле. Поэтому число приверженцев Учения не ограничивается обитателями зримого и осязаемого мира. Кроме того, нужно учесть, что Учение отражает объективную реальность, что человечество — не единственная разумная раса во Вселенной, и что Эмере (Гермес) — существо вселенских масштабов, способное помочь любой разумной расе в её движении по пути познания Истины. Всё это означает, что у Учения Гермеса есть последователи и на других обитаемых планетах, и что общее их число (особенно если учитывать тех, кто находится сейчас в мире энергии) просто колоссально. Учение Гермеса на самом деле тоже имеет вселенский масштаб, — как в пространстве и времени, так и в своём потенциале. Его нынешнее появление в мире людей представляет собой, по сути, всего лишь один из фрагментов гигантской картины его существования во временах и пространствах. Немало разумных рас Вселенной уже прошли путь познания и путь своей эволюции до конца; и путь этот был путём в Учении Гермеса. Гораздо большему их числу это ещё предстоит. К этим последним относится и человечество. Таков естественный путь. Такова эволюционная необходимость Мироздания.
     Каждому из тех, кто принадлежит к Учению или хотел бы принадлежать к нему, следует помнить и ясно понимать, что этот его выбор имеет значение не только для него самого, и что его следование Учению на самом деле есть часть эволюции Мироздания. Необходимо осознавать ответственность, которая возлагается на нас этим, и надо прилагать все усилия к тому, чтобы достойно исполнить своё предназначение. Это огромный труд, — но он по силам человеку: ведь Природа приуготовляла его к такому пути изначально, и наделила необходимыми силами, качествами и способностями.
     Все мы являемся частицами одного великого целого. Жизнь человека — это жизнь других людей, жизнь всего мира, Вселенной и Мироздания. Такова одна из главных истин, которым учит нас Учение Единого Храма, — подлинное Учение Гермеса.