knigi_hermesa.jpg

МИТЭВМА АТАРХАТА

ОНТА

 

Из Бытия и небытия есть лишь Бытие; небытия же нет, и никогда не было, и никогда не будет. Бытие и небытие не содержат в себе сущности друг друга, и потому где есть одно, там не может родиться другое. И претвориться друг в друга они не могут, — ибо Бытие не может исчезнуть, а небытие не может появиться. Небытие есть таковое потому, что оно не существует; если бы оно существовало, то имело бы свойства, — и тогда оно не было бы небытием. Бытие же имеет свойства; и они не могут исчезнуть, ибо небытие не может возникнуть: поэтому Бытие непреходяще. Бытие есть величайшее свойство самого себя; оно существует, будучи нераздельным с субстанцией, пространством и временем. Субстанция претворяется во многие свои состояния; пространство содержит в себе многие пространства; время длится многими временами. Субстанция простирается в пространствах: нет пространства, не заполненного субстанцией; она существует во временах: не было и не будет времени, когда не было бы субстанции. Материя, энергия, Дух, плоть Великих Начал и иное, что может быть, есть различные состояния субстанции, которая способна претворяться в бесчисленные состояния согласно необходимости Бытия. Состояния субстанции различны по своим свойствам, но субстанция едина; каждая её частица содержит в себе все прочие её частицы и все их свойства. Пространство не имеет предела; оно разделено на бесчисленное множество пространств, но при этом едино, и каждая его точка содержит в себе все прочие его точки. Оно имеет центр, который находится одновременно в каждой его точке, где бы она ни была. Время не имеет предела ни в прошлом, ни в будущем; течение его есть претворение мига в миг, которое не может прекратиться. Время едино; каждый его миг содержит в себе сущности всех прежних мигов и вероятные сущности всех будущих мигов. Как нет небытия, так нет и абсолютного покоя; поэтому субстанция изменяется в каждой точке пространства в каждый миг времени. Пространство и время едины с субстанцией; она есть субстанция их существования, и без неё они не имели бы смысла и не могли бы существовать. В субстанции, пространстве и времени происходит вершение, которое есть совокупное взаимодействие их свойств через законы и силы, которые также есть проявления их свойств. Вершение есть свойство существования; поэтому Бытие вершит себя через это свойство. Вершение не может прекратиться, — ибо если бы оно прекратилось, то Бытие обратилось бы в небытие: а небытие существовать не может. Вершение проистекает из себя и через себя, ибо оно есть свойство самого себя. Из одного вершения через вершение неизбежно следует другое вершение; и они есть одно единое вершение. Вершение как таковое не может прекратиться; оно было всегда и будет всегда. Бытие было всегда; и не было того, что было бы до начала Бытия. Бытие проистекает из себя же, и проистекает всегда: всякий миг Бытия есть его начало. Бытие начинается всегда: потому и нет у него единственного начала, и нет того, что было бы до него. В каждый новый миг рождается Бытие, а с ним — субстанция, пространство, время и вершение. Происходят они из себя же прежних, ибо могут произойти только из себя; они всегда происходили из себя, и всегда до них были они же: таково происхождение существующего. Всякий миг есть миг порождения всего: так существование всего есть непрестанно длящееся начало. Всякий миг в одно время есть начало, продолжительность и конец; поэтому у существующего никогда не было единственного начала и никогда не будет единственного конца, — ибо оно начинается и кончается всегда. Бытие есть всегда; смысл его существования — в обретении свойств, смысл существования коих — в существовании через них Бытия. Через вершение, согласное с сутью Бытия, на протяжении времени должным образом изменяется субстанция, пребывающая в пространстве: так рождаются свойства, необходимые Бытию для порождения им себя. Рождение их неизбежно, — ибо Бытие не может прекратиться. Существующее изменяется, становясь всё совершеннее, — ибо рождаются такие свойства, которые совершеннее прежних. Бытие вершит себя и зиждит себя, идя по пути совершенствования существующего; восхождение по сему пути есть его пища. Бытие вершится ради того, чтобы существующее могло совершенствоваться; так, смысл существования как такового — в непрестанном порождении более совершенного, которое есть лучшее прежнего. Совершенствование вершится; оно не может не вершиться, — ибо если бы оно перестало вершиться, то Бытие обратилось бы в небытие: а небытие существовать не может. Из сущности Бытия, частицею коей является и невозможность небытия, проистекает то, что силою своею делает совершенствование неизбежным. Не может исчезнуть то, что исчезнуть не может; всё в нём устремлено к существованию потому, что иного пути нет. Всё в совокупности своей устремлено к существованию, и оно содержит в себе великую силу, вершащую совершенствование, без которого существование невозможно. Это — великий закон, из которого проистекают все прочие законы, по коим существует существующее. Всё существующее совершенствуется; оно совершенствовалось всегда и будет совершенствоваться всегда; оно рождается каждый миг, вместе с рождением Бытия, и всякий раз стремится родиться более совершенным. Существующее беспредельно в пространстве и многоразлично в состояниях субстанции; и всякая его частица вершит своё совершенствование в соответствии с существующими законами. Из многих совершенствований многих частиц слагается великое единое совершенствование единого и целостного существующего. Так существует всё, — даже само Бытие. Много частиц у существующего; одна из них есть Творец. Он есть одна из частиц беспредельного, с коим он един; и за пределами Творца существует столь многое, что имя сему многому — неисчислимость. Творец стал таким, каков он ныне, ради совершенствования, которое он вершит так, как надлежит. Он совершенствуется ради совершенствования не только себя, но и того, что находится за его пределами и с чем он един; и когда станет совершеннее Творец, тогда станет совершеннее и оно; и тогда великое это совершенство изольётся в Творца, и сделает его ещё более совершенным. Совершенство порождает ещё большее совершенство, и далее — так же: таков закон и таково вершение, которое никогда не прекращается и зиждит собою само Бытие. По этому принципу и ради этого вершения существует каждая частица Творца, и вкупе с прочими его частицами — человек.