МИТЭВМА АТАРХАТА
ТЭМЕЛИЙ
ЭНОН I
Было время, когда не было Мироздания; тогда была великая живая тварь, которую надлежит именовать Творцом. Он обитал в неких пространствах, и был весьма велик разумом. Он преодолел весьма долгий и трудный путь в своём совершенствовании; но и предстоял ему тот же путь далее. Творцу ведомо было должное; так, он знал, какое вершение ему подобает, и в какие сроки. Он знал, что в пути своём достиг известного предела; и знал, что препона ему в пути есть он сам, — ибо не познал он ещё нечто в себе. Он знал, что, не познав должного в себе, не обретёт и необходимых свойств, без коих не сможет преодолеть дальнейшего своего пути. Таков был закон его существования; и он желал соблюсти закон, чтобы быть. В существовании своём Творец постиг многое и свершил себя могущим многое. И он знал, что надлежит ему сделать для того, чтобы достичь должного; и он сделал это. Он утвердил в себе законы, которые были столь могущественны собою, что далее могли вершиться, уже не будучи управляемы волею Творца. Но вершение это было тем вершением, которого желал Творец, — ибо он утвердил его в себе ради должного. Утвердив в себе закон должного вершения, Творец им претворил свою субстанцию в субстанцию Духа: так был порождён первый из миров Мироздания. Должная часть субстанции Духа претворилась в субстанцию энергии: так был порождён второй из миров Мироздания. Должная часть субстанции энергии претворилась в субстанцию материи: так был порождён третий из миров Мироздания. Так Творец претворил себя в Мироздание. Ныне существуют три эти мира; они раздельны, ибо каждый из них имеет свою субстанцию и свои свойства, и в то же время едины и неразделимы, ибо субстанция каждого из них существует в субстанциях и через субстанции других, и свойства их вершатся так же. Свершившееся свершилось так, как и должно было свершиться; и оно свершилось ради блага. Так Творец изменил себя ради того, чтобы в грядущем измениться вновь и достичь большего совершенства.
ЭНОН II
В законе, коим вершится Мироздание, есть Великие Начала, числом четыре. Субстанция их такова, что она проницает собою субстанции трёх существующих миров, побуждая к вершению всё, что вершится в сих мирах. Великие Начала проницают собою Мироздание, которое есть Творец, и так же проницают собою всё, что существует за его пределами. И они побуждают к вершению всё, что вершится вне Творца, и всё, что вершится в нём; так, величайшие из законов едины для всего существующего, — ибо всё едино. Вершащееся в Творце вершится ради него, а через него — ради того, что существует за его пределами; и законы, которые вершатся только в Творце, истоки свои имеют в Великих Началах, которыми связуются с законами, вершащимися за пределами Творца. Так все законы, вершащиеся где-либо, есть частицы единого вершения, управляемого Великими Началами. Есть Жизненное Начало, кое животворит всё существующее. Оно порождает силу, коей связуются меж собою все части всего, что существует за пределами Творца, и в Творце, и части частей, и малые частицы, и все частицы всех частиц. Если бы не было Жизненного Начала, то всё существующее распалось бы; и все частицы распадались бы на свои частицы; и вершилось бы не созидание ради совершенствования, но лишь вечное разрушение. Есть Благое Начало, кое вершит существующее так, чтобы не возникло в нём то, что могло бы повергнуть связующую всё жизненную силу. Оно устремляет существующее к сохранению его бытия и к утверждению в нём того, что благоприятствует вершению сказанного сохранения. Если бы не было Благого Начала, то в существующем могла бы произрасти сила, способная обратить взаимное притяжение в отторжение; тогда жизненная сила не могла бы больше вершить своего дела, и настало бы вечное разрушение. Есть Прогрессивное Начало, кое побуждает существующее к совершенствованию. Оно вершит эволюцию; вершение же эволюции утверждает силу, зиждящую жизнь, и тем взращивает мощь этой силы. Если бы не было Прогрессивного Начала, то сила, зиждящая жизнь, не могла бы взрастать; тогда она стала бы ослабевать; и тогда возникло бы то, что привело бы существующее к вечному разрушению. Есть Разумное Начало, кое зиждит необходимую ступень в вершении эволюции. Оно сохраняет и дарует существующему свойство, кое есть разум, и дарует разуму способность осознавать. Если бы не было Разумного Начала, то существующее не могло бы достичь необходимой ступени в вершении эволюции; тогда бы вершение эволюции прервалось, ибо в нём не было бы смысла, и настало бы вечное разрушение. Так, меж Великими Началами есть неразрывная связь; и они проницают друг друга; и они едины, — ибо един закон их вершения: они же есть его проявления. Не может быть одного Великого Начала без прочих, а прочих — без одного или двух. Всё управляется Великими Началами, — и потому нет ничего, что могло бы им противостать как равное им по силе или как сильнейшее их.
ЭНОН III
Есть три мира, проницающие друг друга, зиждящие друг друга и вершащие друг друга. Дух дарует вершение Великих Начал энергии, а через неё — материи; так Мироздание вершит свои законы и вершится ими. Всё, что вершится в одном из миров, вершится и в прочих мирах. Вершение в одном мире порождает вершение в прочих мирах, ибо Мироздание едино и целостно. Так малейшее вершение в одном из миров на деле объемлет собою всё Мироздание, — ибо всякое вершение есть следствие и причина иного вершения во времени и пространстве. Так есть, — ибо так должно быть; так есть ради достижения Творцом того, что ему необходимо. В Творце есть то, что им не познано; и разум его познаёт его сущность, и познаёт себя; и через это познание Творец взрастит в себе большее совершенство. Всякий есть частица мира, в коем он обитает и коим он существует. Невозможно вершить благо, не зная, что есть существующее, что есть лучшее, и что есть должное вершение, через которое в существующем порождается лучшее. И чтобы познать всё это, нужно познать мир; и нужно познать себя, — ибо сам познающий также есть частица мира. Так и Творец стремится познать себя, — ибо закон един и для всякой из его частиц в отдельности, и для него как целостной совокупности этих частиц. По закону, утверждённому Творцом в себе, разум его, в сути своей и свойствах оставаясь целостным, в проявлении своём разъят на множество разумов не столь великих, коих столько, сколько в Творце частиц. Разум имеет две сущности: поэтому он един и двойствен одновременно. По одной своей сущности он есть разум пассивный, или сохраняющий. Будучи таковым, он радеет лишь о сохранении жизни и благополучия своего владетеля, — чтобы владетель этот не утратил того необходимого, что имеет. По другой своей сущности он есть разум активный, или познающий. Будучи таковым, он радеет о познании неведомого, — чтобы владетель его обретал знания, через которые восходил бы к большему совершенству. Таковы две сущности разума; и они не могут существовать одна без другой, — ибо без сохранения имеющегося нет и обретения большего, а без обретения большего нет смысла в сохранении имеющегося. Сохраняющий разум вершит своё дело во всякой частице Творца, ибо всякая частица Творца имеет в себе Великие Начала и является живой, стремящейся к благу, прогрессирующей и разумной. Познающий же разум во всякой частице Творца, не достигшей ещё известной ступени эволюции, содержится в виде скрытого свойства. Свойство это, даже будучи скрытым, столь действенно, что уже одно его присутствие придаёт смысл существованию его владетеля. И вершится эволюция этого владетеля; и хотя вершится она весьма медленно, он всё же обретает свойства, необходимые для того, чтобы активный его разум однажды обрёл возможность для своего проявления и для более активного вершения своего дела. Так, эволюция сперва приводит частицы Творца к такой ступени развития, чтобы в них мог проявиться познающий разум, а затем через его свойства ведёт их к большему совершенству, которое есть и большее благо. Таковы две сущности разума, и таков закон их вершения в эволюции.
ЭНОН IV
Было так, что из первого мира произошёл второй, а из второго — третий. Их субстанции породили друг друга; и так произошла субстанция материи, которая есть предел в этом порождении. Вершащееся в трёх мирах едино; и оно вершится от первого предела, который есть Дух, до последнего предела, который есть материя; и вершится от последнего предела до первого. Мир материи необходим для того, чтобы принимать в себя то, что истекает из прочих миров, и источать в них должное из себя. В сём мире вершится то, что необходимо Мирозданию: это есть то, что может вершиться только в нём, — но лишь в единстве сего мира с прочими мирами. В нём порождается то, что способно привести Мироздание к новому претворению субстанций, и так вновь обратить всё существующее в Дух. Свершение это возможно только через эволюцию, которая приведёт всё существующее к большему совершенству, через кое это существующее обретёт способность к обратному претворению своих субстанций. Дух есть та субстанция Творца, совершенствование коей дарует ему требующиеся совершенные качества; качества же эти необходимы ему для всхождения на более высокую ступень развития. Свойства, порождаемые Великими Началами, зиждятся в Духе, а из него истекают в прочие миры, и проявляются в них через энергию и материю. Так и разум: свойства его зиждятся в Духе, через него передаваясь прочим субстанциям. Познаёт Дух; и познаёт он себя, — ибо прочие субстанции есть его же состояния. И они есть то, что и через что он познаёт. Материя есть последний предел состояний Духа, — и потому познание Духом себя начинается от сего предела. В тварях мира материи возгорается огонь активного разума, который есть свойство Духа, пребывающего в сих тварях. Эволюция вершит материю такою, чтобы твари, плоть коих слагается из материи, обретали в себе свойства активного разума и делались способными осознавать. Ими Дух познаёт то, что возможно познать в третьем мире; так Творец познаёт часть себя. Затем те твари, совершенство которых становится выше возможного в мире материи, избавляются от необходимости облекаться в неё. Тогда они пребывают в мире энергии, и познают его в его совокупности с прочими мирами. Когда же они так познают всё, что доступно для их познания, Дух их становится столь совершенен, что не ведает более необходимости и в субстанции энергии. Он становится совершеннее Духа, не прошедшего ещё пути познания; и тогда он сливается с миром Духа, совершенствуя его собою. Так Творец познаёт себя, обретая то, что необходимо ему для всхождения на новую ступень эволюции.
ЭНОН V
Мироздание таково, каково оно есть; и оно таково, каким должно быть ради эволюционирования Творца наилучшим образом. Всё таково для того, чтобы познание вершилось так, как должно. Эволюция есть то, чем побуждаемо в своём вершении познание; познание же есть то, чем движима эволюция Творца. Закон вершения блага содержится во всём, и всё стремится ему следовать. Но есть следование неосознанное и следование осознанное: в достижении разумной тварью их совокупности и состоит суть эволюции частиц Творца. Животные, растения, камни, воды и прочее подобное обладает сохраняющим разумом: познающий же разум в нём стремится к своему пробуждению. Человек же и ему подобные есть те, в ком познающий разум пробуждён и вершит своё дело. Зверь или камень знают Истину и вершат должное, не осознавая того; человек же тоже знает Истину так, как знают её они, — но ему надлежит познать её и активным разумом. То, что познано так, сливается с тем, что ведомо уже пассивному разуму, — и через это слияние происходит много большее знание. Знающий знает, что есть, чему должно быть, и как свершить бытие этого должного; и он знает, для чего вершится то, что вершится. Знающий способен вершить бытие должного, тем утверждая Бытие как таковое; и так он способен претворить существующее в лучшее. Творцу было ведомо это; он знал, каким ему надлежит быть, и знал, как этого достичь. И он свершил себя таким, каков он есть ныне; и сделал он это для того, чтобы после стать более совершенным. Всякий осознающий становится совершеннее, слияя в себе неосознанное вершение должного с осознанным. Из этого слияния рождается то свойство, которое необходимо Творцу для всхождения на новую ступень эволюции. Какова будет эта ступень, ведомо Бытию, вершащему себя таким; но всякая частица Творца есть Творец, — и он взойдёт на сказанную ступень в совокупности всех своих частиц. Так, всё существующее и в своём существовании вершащее должное, порождает лучшее для Творца, тем порождая лучшее для себя и прочего существующего.
ЭНОН VI
Благо есть вершение должного, вершимого для того, чтобы из существующего могло произойти лучшее. Через вершение блага взрастает сила, порождающая вершение Жизни, и тем зиждящая бытие всего, что существует. Благо есть то, что соответствует должному в вершении Творца, кое вершится ради достижения лучшего. Всё существующее устремлено к вершению сего должного: так оно устремлено к вершению блага. Всё, что связует существующее во всех его проявлениях, делая его единым целым, связует его ради блага. Так, субстанции всех миров едины, и едины законы, вершащие происходящее в сих мирах. Субстанции и законы связуются друг другом, проявляясь друг через друга. Без того, что изливается из мира Духа, не было бы вершения в прочих мирах; без энергии не могла бы вершиться жизнь материи; без того, что порождает эволюция в мире материи, не могла бы вершиться эволюция в прочих мирах. Всё взаимосвязано, — и потому вершащееся в одном мире вершится и в прочих. Из мира Духа истекает вершение, которым вершится и мир материи. Исходящее из мира Духа обретает то, чем оно зиждится в мире энергии; и то, чем оно зиждится в мире энергии, зиждит его и в мире материи. В мире энергии обитают твари, через коих проявляются законы, вершение которых истекает из мира Духа. Твари эти именуются богами; и они есть те, кто радеет о вершении законов во втором и третьем мирах. Каждый из законов есть то, чем вершится смысл существования и жизнь одного из богов; боги же есть состоящая из энергии плоть законов, через которую эти законы проявляются. Боги разумны; но разум их есть разум сохраняющий, — ибо законы не нуждаются ни в чём, кроме вершения себя. Каждому из богов ведомо лишь то дело, которое им вершится. Законы вершат эволюцию; сами же они восходят на новую ступень эволюции вершения лишь тогда, когда это становится необходимо тому, что ими вершится. Малые законы, подобные законам живого тела, изменяются столь же быстро, сколь быстро взрастает тело; великие законы, подобные законам взаимосвязей частиц Мироздания, изменяются медленно. Так законы вершат эволюцию, верша себя в гармонии с нею; так изменяются боги. В третьем мире все законы проявляются через материю: поэтому всякая тварь и всякая частица материи содержит в себе своего бога. Он есть та энергия, которая питает материю конкретного физического тела, радея о сохранении его существования. Через него в сём теле вершатся законы, — ибо он един с прочими богами. Есть бог у человечества: он слагается из богов отдельных людей; они же слагаются из богов тех частиц, из коих слагается человек; эти боги слагаются из богов ещё более малых частиц; и далее — так же. Так во всём; все боги связуются друг другом: нет среди них таких, которые были бы отделены от прочих. Всякому из богов ведомо его дело, и ведомо, как оно связуется с делами прочих богов. Боги едины, ибо они есть частицы Творца; и дело одного из них не могло бы вершиться без дел прочих богов, а они — без него. Так боги вершат друг друга, тем зиждя бытие Мироздания и верша его эволюцию. Каждый из них порождён лишь для своего дела, и не может существовать не верша его. Поэтому боги пребывают во взаимной гармонии, и среди них нет таких, которые по своему произволу вершили бы ненужное или дурное. Боги есть законы, кои Творец утвердил в себе ради своего блага: поэтому сущность их не ведает стремления к вершению зла, а пассивный их разум не способен познать возможности его вершения. Творец не желает себе дурного и худшего, — но лишь благого и лучшего: поэтому и боги вершат только благо. Так законы, исходя из мира Духа, вершат мир энергии, а через него и им — мир материи. Всё взаимосвязано, ибо едино; всё вершит эволюцию, которая вершится благом, сама есть благо и вершится ради блага. Таким свершил себя Творец, — ибо так было необходимо.
ЭНОН VII
Всякое вершение есть таковое лишь тогда, когда есть то, что противится ему. Лучшее не может появиться, если нет возможности появления вместо него худшего. Лучшее укрепляется через то, что противно его вершению: таков закон, по коему существует Творец и его частицы в нём. Сей закон столь велик, что даже Великие Начала существуют по нему: каждое из них содержит в себе принцип противления себе же. Но Бытие не желает своей гибели, и потому принцип противления Благу слабее мощи Блага. Слабее он потому, что он сам есть частица Блага, ибо существует ради вершения блага; Благо малою своею частью противится себе ради вершения большей своей сущности, — так, чтобы она не погибла, но могла существовать и совершенствоваться. Для вершения эволюции необходимо великое стремление к лучшему, коему противится меньшее стремление к худшему, самим смыслом существования своего стремящееся к лучшему, — ибо существует оно лишь для того, чтобы лучшее могло вершиться. Так необходимо; и во втором мире среди богов есть бог, через коего вершится этот принцип. Бога этого надлежит именовать Противящимся, — ибо он содержит в себе принцип противления благому вершению. Но бог сей по сути своей благ, ибо смысл существования его — в вершении блага. То, что противится вершению блага, тем противясь обращению существующего в лучшее, есть зло. Зло есть принцип, сила вершения которого проистекает из нарушения в существующем гармонии. Нарушить же гармонию способен только активный разум, ибо, познавая, он может и впадать в заблуждения. Заблуждение есть иллюзия, в коей несуществующее мнится существующим; это есть покушение на сущность Истины, нарушающее гармонию должного познания, которая есть частица всеобщей гармонии. Заблуждение есть зло, — ибо оно препятствует дальнейшему познанию Истины, тем препятствуя должному вершению. Из заблуждения проистекает неверное вершение, которое препятствует должному вершению, тем причиняя вред должному вершению эволюции. Лишь то вершение, которое не есть должное вершение, есть зло; злом является и заблуждение. Способностью заблуждаться и волей к неверному вершению обладает только активный разум: поэтому только осознающие способны вершить зло. Кроме осознающих в Мироздании нет тварей, способных вершить зло, — ибо в вершении прочих преобладает пассивный разум. Противящийся взывает к активному разуму осознающих, являя ему возможность заблуждения или дурного вершения; осознающий же избирает для себя благо или зло. Противящийся же, являя осознающему возможность зла, желает, чтобы сей осознающий избрал своим вершением вершение не зла, но блага. Он желает этого потому, что сам существует ради блага; благом же является преодоление заблуждений и преодоление стремления к дурному вершению. Сей бог есть частица Творца; и он стремится к благу Творца, которое есть и его благо. Вершение его состоит в том, чтобы являть осознающим возможность выбора меж лучшим и худшим; и когда из двух этих путей осознающий избирает лучшее и вершит его, то этот осознающий обретает качества, делающие его совершеннее. Так через осознающих совершенствуется Творец. Противящийся же вершит принцип противления благу через явление сего принципа осознающим, ибо он должен вершить это потому, что это нужно для осуществления блага. Но благо вершится лишь тогда, когда осознающий из блага и зла избирает и вершит благо; поэтому Противящийся, будучи порождённым для явления возможности зла, желает, чтобы вершилось благо. Его существование вершится теми же законами, которые вершат эволюцию Творца ради блага: поэтому он таков.
ЭНОН VIII
Каждому из осознающих из вершения ради лучшего и вершения ради худшего надлежит избрать одно. Эволюция ведёт живущих от вершения неосознанного к вершению осознанному, в сём последнем предоставляя выбор между лучшим и худшим. Осознающий есть частица Творца; поэтому он содержит в себе стремление к вершению того, что хорошо для Творца. Но стремление это явственно зримо лишь сохраняющему разуму, вершащему себя в гармонии со сказанным стремлением; познающий же разум явственно узрит его лишь тогда, когда познает его. О вершении худшего к осознающему взывает Противящийся, а о вершении лучшего — сохраняющий разум и всё существующее. И осознающий стремится познать сущность того и другого зова, чтобы последовать одному из них. Стремление к благу Творца столь сильно в осознающем, что вершением своим он, как и надлежит, избирает вершение лучшего. Сперва он может избрать и другое, — и так происходит часто; но это происходит только потому, что познающий разум изощряется в познании не сразу. Познание есть процесс, вершащийся от менее совершенного к более совершенному; так, чем больше осознано истинного, тем легче познавать и осознавать, не впадая в заблуждения. Знание есть то, чем сменяются незнание и заблуждения. Поэтому тот, кто заблуждается и вследствие этого вершит зло, сменит это вершение на вершение блага тогда, когда разум его осознает достаточно для того, чтобы стать совершеннее. Это неизбежно, — ибо эволюция вершится, а стремление к благу в Творце всепобеждающе. Осознающий познаёт и осознаёт, пребывая в телах из плоти материи в третьем мире, и без них — во втором мире. Так эволюционирует и становится совершеннее его разум; и однажды он осознаёт необходимость вершения блага, и избирает это вершение. Избрав благо, он обретает и силу, коей оно вершится; и он вершит его; и тогда благо утверждается в Творце прочнее. Через осознание должного и его вершение достигается необходимое свойство, без коего Творец не может взойти на более высокую ступень эволюции. Таково познание Творцом себя, которое вершит эволюция в Творце и которым вершится она сама. Это есть то, ради чего Творец претворил себя в Мироздание.
ЭНОН IX
Из трёх субстанций Мироздания Дух есть наиболее совершенная. Но эволюция бесконечна; поэтому и Дух стремится к большему совершенству. Совершенствуется же он через познание, осознание и должное вершение; так он обретает свойства, делающие его лучше. Дух един, и он проницает собою всё. Частицы его пребывают в каждой частице энергии, а с нею — в каждой частице материи. Осознающий познаёт разумом, свойства коего исходят из Духа; познав же нечто, он через волю свою вершит должное. Так материя и энергия его тела вершат должное, а Дух обретает необходимое. Так Дух осознающего становится совершеннее; и чем совершеннее он становится, тем легче ему достичь ещё большего совершенства. Пребывая в частицах третьего мира, Дух как бы разделён на соответствующие им частицы; но в то же время он един. Поэтому одна частица Духа, обретшая необходимое свойство, сообщает его прочим частицам. Сила сего свойства как бы удваивается: из того, что содержится в сказанной частице Духа, порождается ещё столько же. Это порождённое делится меж прочими частицами Духа, так делая несколько совершеннее и их. Так вершится всякий раз, когда один из осознающих осознаёт и вершит нечто должное, а значит — благое. Если один осознающий свершает нечто благое, то совершеннее становится весь Дух, содержащийся в Мироздании, а значит — и Дух, содержащийся в прочих осознающих. Так они обретают необходимое, и обретают силу, вершащую благо. Если стала совершеннее одна частица Мироздания, то и всё Мироздание в целом обретает большее совершенство: таково свойство единства. Взойдя на известную ступень своей эволюции, осознающий не ведает более необходимости в теле материи: тогда он имеет плотью своею субстанцию энергии. Когда же Дух его обретает ещё большее совершенство, тогда он не ведает более необходимости и в теле энергии. Тогда Дух его утрачивает и плоть энергии, и сущность его сливается со всеми частицами мира Духа, даруя им свои свойства. Личность сего осознающего, содержащаяся в Духе, сливается с личностями прочих подобных, как бы даруя им себя, а их личности принимая в себя. Такая степень совершенства есть высшая из возможных в Творце. Так один осознающий, совершенствуясь, совершенствует всё Мироздание. Так взрастает стремление к благу и сила блага, и так вершится необходимая эволюция Творца, вершащаяся им и в нём.
ЭНОН X
Дух становится совершеннее через познание: так становится совершеннее Творец. Эволюция порождает в третьем мире тварей, способных осознавать, и далее вершится через них. Так материя обретает новые свойства, изменяясь в соответствии с вершением эволюции. Настанет время, когда вся материя пройдёт должный путь эволюции и обретёт те свойства, которые должна обрести. Тогда в третьем мире не останется пищи для познания, и тогда дело его будет исполнено, а эволюция завершена. Тогда вся материя вновь претворится в энергию, и Мироздание будет содержать в себе уже не три, но два мира. Затем и второй мир достигнет наибольшего возможного в своей эволюции, и она будет завершена. В нём не останется пищи для познания, и дело его будет исполнено. Тогда энергия вновь претворится в Дух. Когда это свершится, тогда Дух обретёт те свойства, ради обретения коих Творец изменил себя, претворившись в Мироздание. Тогда субстанция Духа претворится в новую субстанцию, и Творец обретёт состояние, несколько подобное тому, в котором он пребывал до того, как претворил себя в Мироздание. Но он будет уже иным, — ибо познает себя и так обретёт необходимые свойства. Он будет более совершенным, нежели чем был прежде; и он будет таким, что сможет вершить то, что необходимо для успеха дальнейшей его эволюции. Так будет, — ибо вершение эволюции нельзя прервать или обратить вспять. Но среда, в коей обитает Творец, существует по своим законам, у вершения коих есть должные сроки. Есть естественные сроки у каждой из ступеней эволюции Творца; и сроки эти гармоничны со сроками иного вершения в том, частью чего является Творец. Есть должные сроки и у познания Творцом себя, вершащегося ныне. Если вершение это превысит свои сроки и тем нарушит гармонию вершения в том, частью чего является Творец, то сей последний не сможет вершить свою эволюцию далее. Тогда в миг завершения внутренней своей эволюции Творец не обретёт новую сущность, которая была бы совершеннее прежней, но утратит и прежнюю. Тогда он распадётся на частицы, которые позднее станут частицами иных тварей, вершащих свою эволюцию в том мире. Ныне же Творец вершит себя своими частицами; и он не желает своего распадения, но стремится стать совершеннее, чтобы после совершенствоваться далее. Таково вершащееся; и таково оно потому, что великие законы вершат существующее так, как должно.