uchenie_germesa.jpg

МИТЭВМА ЭЛА

АПЕЙРОН

 

Подлинно единое беспредельно. Беспредельность порождает беспредельности, порождающие беспредельности. Из глубин Бытия приходит существующее; приходит для того, чтобы устремиться в выси Бытия. Глубь Бытия есть его высь, а высь есть глубь, ибо время никогда не сочтёт своих мигов. Беспредельное не имеет мер, но имеет лишь меры мер. Лишь там, где нет предела, великое равно малому. Лишь единое не имеет предела. Всякая его частица есть его центр и не центр одновременно. Всякая его частица обладает двойственными свойствами: свойствами частицы и свойствами целого. Свойства целого одинаковы во всех его частицах. Всякая частица есть целое потому, что таково свойство всех его частиц. Частица не может утратить свойств частицы, но может лишь изменить их. Частицы претворяются друг в друга, и существующее сменяется существующим. Беспредельное беспредельно во всех своих проявлениях. Начало его во времени было, и есть, и будет, — ибо оно совершается всегда; так же и конец. Пределы его в пространстве есть лишь пределы его частиц. Вечно начинающееся начинается во всех точках пространства, которое и само начинается так же. Завершение смысла беспредельного есть порождение другого смысла; и начало смысла есть то же. Единое беспредельное различно. Оно имеет направление смысла бытия. Без смысла нет существования, а без существования нет смысла. Смысл имеет направление: поэтому беспредельное неоднородно. Правильное деяние есть движение в направлении смысла. Всё вершится ради осуществления смысла, который есть то, чем порождаемо и питаемо Бытие. Все существующие принципы и законы порождены смыслом ради его же осуществления. Единое направляемо ими в вершении смысла. Всякая частица единого направляема ими; великие силы вершат это, и нет ничего могущественнее их. Мироздание имеет бытие чрез них: это так потому, что находящееся за его пределами имеет бытие потому же. Великий и сам есть частица единого, и смысл существования сего единого есть смысл существования Великого. Великий вершит себя для того, чтобы могло вершиться единое. Для сего Великий претворил себя в существующие миры. Они, и всё в них содержащееся, в единстве есть то, что есть Великий, и то, что содержит его в себе, и то, в чём содержится оно, и далее — так же, по сущности беспредельного. И человек, и всё, что существует в его мире, существует по законам беспредельного единого и ради его смысла. Всё неизменно в едином движении в направлении смысла. Смысл един для всего, — и потому человек существует для того же, для чего существуют все величины и меры беспредельного. Человек есть Великий, и то, что содержит его в себе, и далее, без предела. Человек равен беспредельному. И он направляем в своём бытии и вершении теми же силами, коими направляемо беспредельное, — ибо он содержит их в себе. И он сам есть они. Жизнь его вершится этими силами, — и потому он свободен и властен над собою. Единое есть величайшее, и оно властвует над человеком, ибо оно есть он. Оно приходит из него, им проявляясь. Человек подвластен величайшей силе, и потому свободен. Но лишь тот свободен, кто сознаёт это, — ибо разум есть сила, вершащая силу. Разум лишь тогда владеет своею силой, когда он един в едином. Есть для него ступени восхождения; и он, восходя по ним, способен объять собою беспредельное. Пределы частиц беспредельного ограничивают разум, — но лишь в свойстве частиц. В свойстве единого беспредельного разум обладает полнотою, и так он всеведущ. Поэтому возможно истинное познание, и поэтому направление смысла может быть зримо. Воля как свойство частицы подвластна воле как свойству целого. Величайшая воля, и сила, и знание содержатся в человеке и во всякой твари. И человек знает о сём величайшем, и жаждет его, и ждёт, и ищет, и добывает, и созидает. Величайшее же проявляется во всём, являя ему себя. Зря что-либо, человек зрит беспредельное во всей его полноте. Всегда вершащееся начало вершится и в человеке. Поэтому человек обретает жизнь каждый миг, рождаясь, и поэтому во всякий миг он обретает путь восхождения. Всё может наделить его знаниями, — ибо глас просвещающий и указующий звучит во всём. Во всякий миг человек видит единое беспредельное и слышит провозглашаемую им Истину. Это вершится потому, что сам он таков. Величайшее достижимо для него. Он к сему предназначен, и всё к сему предназначено, — поэтому слияние с существующим возносит человека в должные выси, согласно направлению смысла. Плод слияния есть раскрытие в свойствах частицы свойств целого. Всё говорит о сём и научает сему. Глас, возвещающий Истину и указующий направление смысла, немолчно звучит во всём. Человек простирается за границы Мироздания собою и всем, что его окружает. Он проницает собою всё, как всё проницает собою его. Его свойства частицы вершатся в свойствах целого. И всё, что существует в беспредельности, существует так же. Разум способен наполнить существующее в человеке силою, слияющей слиянное в большем слиянии. Существующее уготовлено для сего. Смысл существования стремится осознать собою себя, дабы вершиться более. Разум есть его зрение, коим он являет себя себе. Таков принцип: единое осознаёт себя в смысле через бытие, кое само есть ради смысла. Много есть различного, — но нет иного, кроме единого. Многое вершится, — но нет вершения не единым, не в едином и не ради единого. И что вершится в одной частице единого беспредельного, то вершится во всём едином беспредельном. Слово, изречённое человеком, звучит и за пределами Мироздания. Узревший смысл сим указует его беспредельному. Таково свойство целого, единого, беспредельного, проявляющееся в свойствах частицы. Поэтому человек велик в вершении, и потому же велико в вершении всё, что его окружает. И когда то и другое сольётся в его осознании через знание, тогда единое беспредельное обретёт большее совершенство. Тогда смысл утвердит себя в своём вершении более, тем животворя себя. Нет предела пути вершения смысла; и вершения вершений на сём пути есть осуществление жизни беспредельного. Существующее едино и беспредельно: только поэтому может оно существовать.